Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Дорога с умом

О направлениях развития ИТС на российских трассах

В наше время развитие транспортного комплекса без его цифровизации невозможно. В полной мере это касается дорожного хозяйства. В этой сфере цифровизация представляет собой синергию различных процессов внедрения современных информационных технологий на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации автодорог. В связи с урбанизацией, возрастающей интенсивностью дорожного движения и увеличением транспортных потоков требуются новые решения, позволяющие снизить количество мест концентрации ДТП и улучшить дорожную обстановку в целом. Современные трассы невозможно представить без умной инфраструктуры, оснащенной интеллектуальными транспортными системами (ИТС) для помощи водителю в пути. ИТС — это оборудование, которое устанавливается на автомобильных дорогах (светофоры, камеры наблюдения, информационные табло, «умные остановки», метеостанции), и программное обеспечение, которое это оборудование объединяет в единую систему и позволяет ею управлять. Внедрение ИТС позволяет повысить безопасность дорожного движения, увеличить скорость транспортных потоков, сделать работу дорожных служб более эффективной за счет экономии средств на производственные нужды и контроля за деятельностью подрядчиков. Такой подход дает импульс к развитию отрасли.

rosavtodor 44 2021 6

«Умная дорога» сама подскажет водителю, что, к примеру, надвигается циклон и необходимо снизить скорость, что впереди упало дерево и лучше выбрать путь объезда. Внедрение ИТС, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением, проводится в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек. На мероприятия по внедрению ИТС, реализованные в 22 субъектах РФ в прошлом году, было выделено 2,85 млрд руб. Эти средства направили на разработку проектной документации, внедрение единой платформы управления транспортной системой, выполнение строительно-монтажных работ, а также закупку программного обеспечения и оборудования. Успешно завершили запланированные мероприятия по созданию ИТС Алтайский край, Тульская и Рязанская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Татарстан. В 2021 году предусмотрено финансирование в объеме 3,95 млрд руб. на реализацию этих целей в 25 субъектах РФ.

В Белгородской области цифровизацию транспортного комплекса начали несколько лет назад с установки на автодорогах комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД), внедрения системы платных парковок и организации комплексов автоматического весогабаритного контроля. В планах субъекта РФ — создание центра организации дорожного движения в столице региона. В настоящее время в Белгородской агломерации трафик движения автомобилей на 18 основных выездах анализируют нейросети. Благодаря этому специалисты получают максимально детальную картину, где, в какие часы и насколько сильно загружены те или иные участки трасс.

Еще одним субъектом РФ, которому в прошлом году было выделено финансирование на модернизацию ИТС, является Республика Татарстан. Освоенные в полном объеме средства направлены на создание центра диспетчеризации и мониторинга, реализацию первого этапа единой платформы управления транспортной системой, установку комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. В 2021 году в республике продолжилось развитие системы автоматического весогабаритного контроля и внедрение инновационных решений, направленных на цифровизацию транспортной отрасли.

А в Волгоградской области специалисты работают над увеличением пропускной способности дорог региона за счет регулирования транспортных потоков. В планах — объединение диспетчерских служб пассажирского транспорта области и города, обеспечение сохранности региональных автодорог и вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, речь идет о внедрении автоматизированной системы моделирования комплексной транспортной схемы (КТС) и технического учета объектов дорожно-транспортной инфраструктуры региона, модернизации региональной навигационно-информационной системы, развитии системы видеонаблюдения и весогабаритного контроля транспорта.

На дорогах России применяются различные модули и подсистемы ИТС: регистрации нарушений ПДД, автоматизированного управления дорожным движением, весогабаритного контроля транспортных средств, метеомониторинга, управления оборудованием наружного освещения, контроля за соблюдением правил парковки, диспетчерского управления транспортом служб содержания дорог и другие.

В прошлом году в рамках реализации мероприятий по развитию ИТС на российских дорогах установлено 12 единых платформ управления транспортной системой (ЕПУТС), 126 комплексов фотовидеофиксации, 560 детекторов транспортного потока, 156 камер видеонаблюдения, 8 программно-аппаратных комплексов серверного оборудования, 9 комплексов метеостанций; модернизировано 147 светофорных объектов. На подведомственной сети дорог Росавтодором установлено 1653 комплекса фотовидеофиксации нарушений ПДД.

Помимо этого, на начало текущего года на федеральных трассах насчитывалось 429 табло и 561 знак переменной информации. В 2021 году планируется установить еще 23 табло переменной информации. Также к имеющимся на федеральной дорожной сети 1248 пунктам учета интенсивности движения до конца года добавится еще 69.

Один из важных элементов ИТС на федеральных трассах — Автоматизированная система метеорологического обеспечения (АСМО), с помощью которой специалисты получают информацию с дорожной сети в режиме реального времени. На федеральной сети установлено свыше 1500 пунктов дорожного метеоконтроля, которые обеспечивают круглосуточный мониторинг состояния дорожного покрытия, предупреждают пользователей об изменении погодных условий и т. д.

Для получения информации с сети федеральных трасс в режиме реального времени специалисты используют систему оперативного мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния автодорог. В настоящее время данная система используется в Ситуационном центре Росавтодора, а также в восьми пилотных зонах.

Более эффективным эксплуатации и содержанию автодорог федерального значения, а также расположенных на них искусственных сооружений способствуют организованные Росавтодором разработка и ведение автоматизированных баз данных по мостовым сооружениям (АБДМ) и банка дорожных данных (АБДД) «Дорога». Основываясь на данных из названных баз, специалисты принимают решения о проведении работ на подведомственных трассах и искусственных сооружениях, рассчитывают предварительную стоимость работ, моделируют воздействие на участки автодорог и сооружения сверхнормативных нагрузок. Отчетность в АБДМ и АБДД дает представление о текущем состоянии автодорог и сооружений.

Цифровизация дорожной отрасли играет важнейшую роль и в процессах координации и контроля качества работ на дорожной сети. Примером может служить успешное использование системы оперативного управления «Эталон» при решении задач нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Это единое цифровое пространство взаимодействия всех звеньев на федеральном, региональном и муниципальном уровне, позволяющее отслеживать в режиме онлайн, что происходит в каждом субъекте РФ на конкретном участке автодороги в рамках реализации программ по реконструкции, капремонту и ремонту.

Важнейшее направление развития ИТС на российских дорогах связано с поэтапной установкой на них «дорожных весов» — автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК). На региональных трассах такие пункты размещаются благодаря реализации нацпроекта. Так, в период с 2018 по 2020 год в 45 субъектах РФ установлены 193 АПВГК. В планах на 2021 год — размещение еще 112. Ключевые задачи автоматической системы контроля — обеспечение сохранности автодорог, их защита от перегрузок, увеличение межремонтных сроков, повышение безопасности движения, сокращение количества мест концентрации ДТП.

Главное преимущество АПВГК по сравнению со стационарными и передвижными — возможность автоматически взвешивать и определять размеры транспортного средства без его остановки или снижения скорости, а также проверять без участия человека наличие специального разрешения в федеральных и региональных базах данных транспортных средств. «Умные весы» сами обрабатывают полученную информацию и составляют акт о взвешивании. Они также вычисляют скорость движения машины и проводят фотофиксацию. Таким образом, система позволяет в круглосуточном режиме контролировать трафик и выявлять перегруженные автомобили.

В рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», составной части нацпроекта, до 2030 года предусмотрено размещение 417 АПВГК на федеральных автодорогах в рамках концессионного соглашения по созданию системы весогабаритного контроля за счет внебюджетных источников. Кроме того, соглашение предусматривает создание центра обработки данных (основного и резервного) АСВГК, программного обеспечения, центров контроля и автоматической фиксации административных правонарушений АСВГК. Создание системы поможет существенно сократить преждевременное разрушение федеральных дорог путем предотвращения движения транспортных средств с превышением допустимой массы или нагрузки на ось.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться