Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

В 2024 году сеть скоростных дорог в России может вырасти в полтора раза

Дорожники — одни из немногих, кто работал даже во время жестких ковидных ограничений. Отрасль не только не снизила, но даже нарастила темпы производства работ. Это в полной мере относится к объектам Госкомпании «Автодор». Текущий год ознаменовался значимым событием: была полностью запущена Центральная кольцевая дорога — важнейший элемент международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай» (МТМ ЕЗК). До конца года «ускорится» федеральная автомобильная дорога М-1 «Беларусь», где будет завершена реконструкция до 66-го км. Готовится проект строительства долгожданного обхода Твери, который через два года должен обеспечить бесшовный проезд по М-11 «Нева».

ЦКАД
Текущий год был ознаменован примечательным событием для Московского региона: была запущена Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД), которая стала важнейшим элементом опорной сети скоростных дорог России и частью транспортного коридора «Европа — Западный Китай». О значимости этого проекта говорит тот факт, что движение по магистрали 8 июля открыл глава государства Владимир Путин. В этот день было запущено движение по заключительному участку магистрали — 25-километровому отрезку ЦКАД-1 (от Калужского до Симферопольского шоссе), тем самым проезд стал доступен на всем протяжении трассы, а это 336 км. С момента ввода в эксплуатацию трафик планомерно возрастал.

Максимальная интенсивность за все время эксплуатации ЦКАД зафиксирована 27 августа 2021 года. В этот день на четвертом пусковом комплексе она составила более 36 тыс. автомобилей в сутки. Среднесуточная интенсивность в целом на ЦКАД осенью этого года составила более 18 тыс. автомобилей. Строительство ЦКАД осуществлялось с привлечением заемного финансирования и заключением двух концессионных соглашений с платой концедента (ПК № 3 и № 4) с привлечением до до 50% заемного финансирования. Общая стоимость проекта составляет 341,2 млрд руб., из которых за счет средств ФНБ профинансировано 44% общих затрат и за счет средств инвесторов – 27,7% стоимости проекта. Возврат привлеченного финансирования будет обеспечен за счет доходов от сбора платы за проезд. В финансировании ЦКАД приняли участие ПАО «Сбербанк», АО «Газпромбанк», Евразийский банк развития (ЕАБР), ВЭБ.РФ, РФПИ.

Основное назначение ЦКАД – разгрузка федеральных дорог и МКАД путем перераспределения транзитного потока автотранспорта. При строительстве кольцевой были возведены 225 искусственных сооружений и 18 транспортных развязок. Дорога проходит по территории 13 городских округов Подмосковья в обход крупных населенных пунктов и соединяет основные вылетные магистрали. В настоящее время продолжатся расшивка «узких мест» на ЦКАД. В частности, получено положительное заключение экспертизы на проект строительства участка ЦКАД в Московской области — обход Малых Вязем. К строительству объекта планируется приступить в 2022-м и завершить работы к концу 2024 года.

Фактически дорога становится ключевым элементом логистической системы России, вокруг которого выстраивается производственная, индустриальная и складская инфраструктура. Вблизи ЦКАД уже сосредоточено 6 млн кв. м, или третья часть общего объема существующих складов Московского региона. В десятилетней перспективе аналитики прогнозируют увеличение заводских и складских комплексов еще на 18 млн кв. м. В зоне тяготения ЦКАД будут действовать порядка сотни точек роста, которые дадут больше 50 тыс. новых рабочих мест.

Особенность ЦКАД в том, что это «умная дорога», с развитой интеллектуальной транспортной системой и оборудована системой Free-flow. Она позволяет машинам двигаться под рамками взимания платы в режиме безостановочного свободного потока, а плата за проезд списывается с лицевого счета транспондера автоматически бесконтактным способом. Таким образом, удалось отойти от практики применения шлагбаумов на скоростной магистрали. В ИТС также входят: автоматизированная система управления дорожным движением, система взимания платы, система обеспечения транспортной безопасности. Все данные с камер, датчиков метеостанций и других объектов инфраструктуры, установленных на дороге, поступают в Центральный пункт управления (ЦПУ) в онлайн-режиме и используются для координации дорожных служб, направления аварийных комиссаров и работы логистических сервисов.

ЦПУ играет важнейшую роль в таком перспективном направлении, как испытание беспилотного транспорта. ЦКАД была изначально спроектирована для поддержки движения в беспилотном режиме. ЦПУ получает информацию о местоположении беспилотников, их техническом состоянии и уровне заряда. При необходимости диспетчеры могут скорректировать маршрут беспилотного транспорта — например, направить его на ближайшую зарядную станцию.

В сентябре 2021 года Госкомпания «Автодор» подписала Меморандум о сотрудничестве в рамках эксперимента по движению подключенных к инфраструктуре транспортных средств на ЦКАД с ведущими компаниями транспортной отрасли.

Планируется, что уже в 2022 году в экспериментальном режиме передовая телематика для проезда высокоавтоматизированных транспортных средств будет запущена на участке ЦКАД от трассы М-11 до М-7. В ходе тестирования автомобили и оборудованная дорожная инфраструктура будут обмениваться данными о дорожных работах, опасных метеоусловиях, ДТП, перекрытиях и других возможных проблемных сценариях. Цель проекта — отработка возможных сложностей, с которыми могут столкнуться подключенные и высокоавтоматизированные транспортные средства в пути.

ОБХОД ТВЕРИ
Еще один сегмент нового МТМ ЕЗК — скоростная магистраль М-11 «Нева». Напомним: это первая скоростная автомобильная дорога в России, построенная с нуля, и первый крупный инвестиционный проект в дорожной отрасли. Строительство началось в 2012 году и включало в себя восемь этапов, которые вводились по мере завершения строительства. Последние два участка были сданы в эксплуатацию в 2019 году — в Новгородской и Ленинградской областях, после чего в ноябре того же года глава государства Владимир Путин объявил магистраль открытой.

Изначально в программу деятельности Госкомпании «Автодор» на долгосрочный период (2010— 2020 годы) не входило строительство участка с 149-го по 208-й км (третий этап) — северный обход Твери. Дело в том, что в 2018 году после реконструкции был открыт участок автомобильной дороги М-10 «Россия» — южный обход Твери на участке с 156-го по 179-й км, что привело к значительному увеличению пропускной способности трассы в Тверской области. В связи с этим платный обход Твери было решено отложить на период после 2020 года. Так что сегодня автомобилисты, следующие по маршруту между двумя столицами, вынуждены съезжать на М-10 «Россия», которая частично проходит через город и другие населенные пункты, отличается скоростными ограничениями и участками со светофорным регулированием, а это существенно замедляет движение и увеличивает время в пути. Строительство северного обхода Твери должно снять эту проблему.

Первый вариант проектной документации этого участка трассы был утвержден в 2014 году. Однако за семь лет территория в районе города Твери динамично развивалась, поэтому потребовались корректировка и актуализация проектных решений. В настоящее время новый проект находится на рассмотрении Главгосэкспертизы и, как ожидается, получит положительное заключение уже до конца текущего года. Согласно проектной документации участок в объезд Твери протяженностью 63 км будет соответствовать дороге высшей технической категории с расчетной скоростью 130 км/ч — как и на всем протяжении М-11 «Нева».

В рамках обхода предполагается строительство 35 искусственных сооружений общей протяженностью более трех километров. Значимым объектом на новом участке станет мост через реку Волга длиной около километра. Для повышения транспортной доступности Твери и прилегающих территорий, разгрузки областной столицы от большегрузов предусматривается устройство дополнительных транспортных развязок в разных уровнях — с федеральной трассой М-10 «Россия», региональными дорогами Тверь — Рождествено — 1 Мая — Ильинское; Тверь — Бежецк — Весьегонск — Устюжна; Медное — Кулицкое.

Запуск движения по северному обходу Твери позволит сформировать устойчивое автомобильное сообщение через северовосточные территории Тверской области до городов Вологда, Ярославль и Дубна, создаст дополнительные возможности для развития агропромышленного комплекса и жилищного строительства на территориях Бежецкого, Калининского, Кимрского, Рамешковского районов Верхневолжья, развития инфраструктурных проектов в Твери. Стоимость проекта предварительно оценивается в 61,8 млрд руб. В настоящее время прорабатывается схема заключения долгосрочного инвестиционного соглашения на строительство с последующей эксплуатацией на платной основе с привлечением до 50% финансирования на возвратной основе и внебюджетных источников. При условии обеспечения средств из федерального бюджета проведение конкурса и начало работ по строительству объекта планируются в 2022 году.

М-1 «БЕЛАРУСЬ»
«Ускоряется» еще одна федеральная автомобильная дорога, которая находится в доверитель ном управлении Госкомпании «Автодор», — М-1 «Беларусь». В настоящее время продолжается ее доведение до норм I технической категории. Первый платный участок — обход города Одинцово — заработал в 2015 году. Модернизация М-1 началась в 2010 году. Сначала был реконструирован участок дороги с 16-го по 45-й км. В 2017 году было открыто движение по новой развязке на 19-м км, в 2019 году — по новой транспортной развязке на 27-м км в Одинцовском районе Московской области. В 2018-2019 годах завершен ремонт участков с 95-го по 101-й км, с 411-го по 425-й км и с 443-го по 453-й км, капитальный ремонт участка с 160-го по 196-й км. В январе 2021 года на полгода раньше срока открыто движение по новой разворотной петле на 25-м км автодороги, а также досрочно запущено движение после реконструкции на участке с 46-го по 54-й км — на нем увеличено количество полос движения с четырех до шести по основному ходу.

В настоящее время продолжается реконструкция дороги от 45-го до 66-го км. На этом участке девять путепроводов, в том числе два железнодорожных путепровода с тремя пролетными строениями арочного типа. Сейчас работы ведутся на трех путепроводах на 63-м км в рамках строительства транспортной развязки, на 64-м км для ликвидации пересечения в одном уровне с региональной дорогой Кубинка — Наро-Фоминск. На реконструируемом участке основного хода работы по укладке асфальтобетонного покрытия выполнены практически в полном объеме. В рамках проекта на 46-м км предусмотрена организация пункта взимания платы на 17 шлюзов. В ходе реализации объекта возводятся девять пешеходных переходов, идет установка шумозащитных экранов, мачт освещения. Полностью работы на участке с 45-го по 66-й км планируется завершить до конца 2021 года. В целом реконструкция позволит существенно улучшить дорожно-транспортную и экологическую ситуацию в городах Голицыно, Кубинка, увеличить пропускную способность автомагистрали и сократить время в пути транспортных средств, движущихся в направлении Смоленской области.

Завершить реконструкцию планируется на 86-м км со строительством транспортной развязки на пересечении с А-108 «Московское большое кольцо». Согласно расчетам, реализация всех работ по реконструкции трассы позволит улучшить дорожно-транспортную и экологическую ситуацию в городах Голицыно, Кубинка, увеличить пропускную способность трассы благодаря уширению с четырех до шести полос и значительно сократить время в пути, в том числе в парк «Патриот», в направлении Смоленской области. От МКАД до А-108 к 2024 году можно будет доехать примерно за 40 минут по автомобильной дороге первой технической категории.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться