Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

В 2024 году сеть скоростных дорог в России может вырасти в полтора раза

Дорожники — одни из немногих, кто работал даже во время жестких ковидных ограничений. Отрасль не только не снизила, но даже нарастила темпы производства работ. Это в полной мере относится к объектам Госкомпании «Автодор». Текущий год ознаменовался значимым событием: была полностью запущена Центральная кольцевая дорога — важнейший элемент международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай» (МТМ ЕЗК). До конца года «ускорится» федеральная автомобильная дорога М-1 «Беларусь», где будет завершена реконструкция до 66-го км. Готовится проект строительства долгожданного обхода Твери, который через два года должен обеспечить бесшовный проезд по М-11 «Нева».

ЦКАД
Текущий год был ознаменован примечательным событием для Московского региона: была запущена Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД), которая стала важнейшим элементом опорной сети скоростных дорог России и частью транспортного коридора «Европа — Западный Китай». О значимости этого проекта говорит тот факт, что движение по магистрали 8 июля открыл глава государства Владимир Путин. В этот день было запущено движение по заключительному участку магистрали — 25-километровому отрезку ЦКАД-1 (от Калужского до Симферопольского шоссе), тем самым проезд стал доступен на всем протяжении трассы, а это 336 км. С момента ввода в эксплуатацию трафик планомерно возрастал.

Максимальная интенсивность за все время эксплуатации ЦКАД зафиксирована 27 августа 2021 года. В этот день на четвертом пусковом комплексе она составила более 36 тыс. автомобилей в сутки. Среднесуточная интенсивность в целом на ЦКАД осенью этого года составила более 18 тыс. автомобилей. Строительство ЦКАД осуществлялось с привлечением заемного финансирования и заключением двух концессионных соглашений с платой концедента (ПК № 3 и № 4) с привлечением до до 50% заемного финансирования. Общая стоимость проекта составляет 341,2 млрд руб., из которых за счет средств ФНБ профинансировано 44% общих затрат и за счет средств инвесторов – 27,7% стоимости проекта. Возврат привлеченного финансирования будет обеспечен за счет доходов от сбора платы за проезд. В финансировании ЦКАД приняли участие ПАО «Сбербанк», АО «Газпромбанк», Евразийский банк развития (ЕАБР), ВЭБ.РФ, РФПИ.

Основное назначение ЦКАД – разгрузка федеральных дорог и МКАД путем перераспределения транзитного потока автотранспорта. При строительстве кольцевой были возведены 225 искусственных сооружений и 18 транспортных развязок. Дорога проходит по территории 13 городских округов Подмосковья в обход крупных населенных пунктов и соединяет основные вылетные магистрали. В настоящее время продолжатся расшивка «узких мест» на ЦКАД. В частности, получено положительное заключение экспертизы на проект строительства участка ЦКАД в Московской области — обход Малых Вязем. К строительству объекта планируется приступить в 2022-м и завершить работы к концу 2024 года.

Фактически дорога становится ключевым элементом логистической системы России, вокруг которого выстраивается производственная, индустриальная и складская инфраструктура. Вблизи ЦКАД уже сосредоточено 6 млн кв. м, или третья часть общего объема существующих складов Московского региона. В десятилетней перспективе аналитики прогнозируют увеличение заводских и складских комплексов еще на 18 млн кв. м. В зоне тяготения ЦКАД будут действовать порядка сотни точек роста, которые дадут больше 50 тыс. новых рабочих мест.

Особенность ЦКАД в том, что это «умная дорога», с развитой интеллектуальной транспортной системой и оборудована системой Free-flow. Она позволяет машинам двигаться под рамками взимания платы в режиме безостановочного свободного потока, а плата за проезд списывается с лицевого счета транспондера автоматически бесконтактным способом. Таким образом, удалось отойти от практики применения шлагбаумов на скоростной магистрали. В ИТС также входят: автоматизированная система управления дорожным движением, система взимания платы, система обеспечения транспортной безопасности. Все данные с камер, датчиков метеостанций и других объектов инфраструктуры, установленных на дороге, поступают в Центральный пункт управления (ЦПУ) в онлайн-режиме и используются для координации дорожных служб, направления аварийных комиссаров и работы логистических сервисов.

ЦПУ играет важнейшую роль в таком перспективном направлении, как испытание беспилотного транспорта. ЦКАД была изначально спроектирована для поддержки движения в беспилотном режиме. ЦПУ получает информацию о местоположении беспилотников, их техническом состоянии и уровне заряда. При необходимости диспетчеры могут скорректировать маршрут беспилотного транспорта — например, направить его на ближайшую зарядную станцию.

В сентябре 2021 года Госкомпания «Автодор» подписала Меморандум о сотрудничестве в рамках эксперимента по движению подключенных к инфраструктуре транспортных средств на ЦКАД с ведущими компаниями транспортной отрасли.

Планируется, что уже в 2022 году в экспериментальном режиме передовая телематика для проезда высокоавтоматизированных транспортных средств будет запущена на участке ЦКАД от трассы М-11 до М-7. В ходе тестирования автомобили и оборудованная дорожная инфраструктура будут обмениваться данными о дорожных работах, опасных метеоусловиях, ДТП, перекрытиях и других возможных проблемных сценариях. Цель проекта — отработка возможных сложностей, с которыми могут столкнуться подключенные и высокоавтоматизированные транспортные средства в пути.

ОБХОД ТВЕРИ
Еще один сегмент нового МТМ ЕЗК — скоростная магистраль М-11 «Нева». Напомним: это первая скоростная автомобильная дорога в России, построенная с нуля, и первый крупный инвестиционный проект в дорожной отрасли. Строительство началось в 2012 году и включало в себя восемь этапов, которые вводились по мере завершения строительства. Последние два участка были сданы в эксплуатацию в 2019 году — в Новгородской и Ленинградской областях, после чего в ноябре того же года глава государства Владимир Путин объявил магистраль открытой.

Изначально в программу деятельности Госкомпании «Автодор» на долгосрочный период (2010— 2020 годы) не входило строительство участка с 149-го по 208-й км (третий этап) — северный обход Твери. Дело в том, что в 2018 году после реконструкции был открыт участок автомобильной дороги М-10 «Россия» — южный обход Твери на участке с 156-го по 179-й км, что привело к значительному увеличению пропускной способности трассы в Тверской области. В связи с этим платный обход Твери было решено отложить на период после 2020 года. Так что сегодня автомобилисты, следующие по маршруту между двумя столицами, вынуждены съезжать на М-10 «Россия», которая частично проходит через город и другие населенные пункты, отличается скоростными ограничениями и участками со светофорным регулированием, а это существенно замедляет движение и увеличивает время в пути. Строительство северного обхода Твери должно снять эту проблему.

Первый вариант проектной документации этого участка трассы был утвержден в 2014 году. Однако за семь лет территория в районе города Твери динамично развивалась, поэтому потребовались корректировка и актуализация проектных решений. В настоящее время новый проект находится на рассмотрении Главгосэкспертизы и, как ожидается, получит положительное заключение уже до конца текущего года. Согласно проектной документации участок в объезд Твери протяженностью 63 км будет соответствовать дороге высшей технической категории с расчетной скоростью 130 км/ч — как и на всем протяжении М-11 «Нева».

В рамках обхода предполагается строительство 35 искусственных сооружений общей протяженностью более трех километров. Значимым объектом на новом участке станет мост через реку Волга длиной около километра. Для повышения транспортной доступности Твери и прилегающих территорий, разгрузки областной столицы от большегрузов предусматривается устройство дополнительных транспортных развязок в разных уровнях — с федеральной трассой М-10 «Россия», региональными дорогами Тверь — Рождествено — 1 Мая — Ильинское; Тверь — Бежецк — Весьегонск — Устюжна; Медное — Кулицкое.

Запуск движения по северному обходу Твери позволит сформировать устойчивое автомобильное сообщение через северовосточные территории Тверской области до городов Вологда, Ярославль и Дубна, создаст дополнительные возможности для развития агропромышленного комплекса и жилищного строительства на территориях Бежецкого, Калининского, Кимрского, Рамешковского районов Верхневолжья, развития инфраструктурных проектов в Твери. Стоимость проекта предварительно оценивается в 61,8 млрд руб. В настоящее время прорабатывается схема заключения долгосрочного инвестиционного соглашения на строительство с последующей эксплуатацией на платной основе с привлечением до 50% финансирования на возвратной основе и внебюджетных источников. При условии обеспечения средств из федерального бюджета проведение конкурса и начало работ по строительству объекта планируются в 2022 году.

М-1 «БЕЛАРУСЬ»
«Ускоряется» еще одна федеральная автомобильная дорога, которая находится в доверитель ном управлении Госкомпании «Автодор», — М-1 «Беларусь». В настоящее время продолжается ее доведение до норм I технической категории. Первый платный участок — обход города Одинцово — заработал в 2015 году. Модернизация М-1 началась в 2010 году. Сначала был реконструирован участок дороги с 16-го по 45-й км. В 2017 году было открыто движение по новой развязке на 19-м км, в 2019 году — по новой транспортной развязке на 27-м км в Одинцовском районе Московской области. В 2018-2019 годах завершен ремонт участков с 95-го по 101-й км, с 411-го по 425-й км и с 443-го по 453-й км, капитальный ремонт участка с 160-го по 196-й км. В январе 2021 года на полгода раньше срока открыто движение по новой разворотной петле на 25-м км автодороги, а также досрочно запущено движение после реконструкции на участке с 46-го по 54-й км — на нем увеличено количество полос движения с четырех до шести по основному ходу.

В настоящее время продолжается реконструкция дороги от 45-го до 66-го км. На этом участке девять путепроводов, в том числе два железнодорожных путепровода с тремя пролетными строениями арочного типа. Сейчас работы ведутся на трех путепроводах на 63-м км в рамках строительства транспортной развязки, на 64-м км для ликвидации пересечения в одном уровне с региональной дорогой Кубинка — Наро-Фоминск. На реконструируемом участке основного хода работы по укладке асфальтобетонного покрытия выполнены практически в полном объеме. В рамках проекта на 46-м км предусмотрена организация пункта взимания платы на 17 шлюзов. В ходе реализации объекта возводятся девять пешеходных переходов, идет установка шумозащитных экранов, мачт освещения. Полностью работы на участке с 45-го по 66-й км планируется завершить до конца 2021 года. В целом реконструкция позволит существенно улучшить дорожно-транспортную и экологическую ситуацию в городах Голицыно, Кубинка, увеличить пропускную способность автомагистрали и сократить время в пути транспортных средств, движущихся в направлении Смоленской области.

Завершить реконструкцию планируется на 86-м км со строительством транспортной развязки на пересечении с А-108 «Московское большое кольцо». Согласно расчетам, реализация всех работ по реконструкции трассы позволит улучшить дорожно-транспортную и экологическую ситуацию в городах Голицыно, Кубинка, увеличить пропускную способность трассы благодаря уширению с четырех до шести полос и значительно сократить время в пути, в том числе в парк «Патриот», в направлении Смоленской области. От МКАД до А-108 к 2024 году можно будет доехать примерно за 40 минут по автомобильной дороге первой технической категории.


просмотры:

473

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться