Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Магистраль под ключ

М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань обрела очертания

Строительство скоростной автомобильной дороги М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань с продлением до Екатеринбурга в ближайшие годы станет одним из самых масштабных проектов в современной России, имеющим значение для всего евразийского пространства. Ожидается, что новый автотранспортный коридор даст мощный импульс к развитию регионов, через которые будет проходить. Уже проведена большая подготовительная работа к началу активных строительных работ.

ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
Новая скоростная автодорога высшей категории протяженностью 810 км будет иметь 4 полосы движения (по две в каждую строну), на ней будет организовано бессветофорное движение за счет строительства развязок в разных уровнях, трасса будет освещена на всем протяжении. Время проезда от Москвы до Казани сократится с 12 до 6,5 часа. Макроэкономический эффект от строительства такой магистрали оценивается в 2,4 трлн руб. Он будет формироваться за счет объединения в зоне 8-часовой доступности регионов, продукция которых тяготеет к перевозкам автомобильным транспортом. Скоростное сообщение свяжет Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Чувашию и Татарстан, которые получат выход на сеть скоростных автодорог европейской части России — М-11 «Нева», ЦКАД, М-3 «Украина», М-1 «Беларусь», М-4 «Дон». Увеличение грузопотока прогнозируется до 70 млн тонн в год, прирост валового регионального продукта для агломераций — 1 трлн руб. Новые рабочие места получат 80 тыс. человек.

М-12 Москва — Казань войдет в состав международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай» (ЕЗК). Общая протяженность МТК — 8,5 тыс. км, по территории России — 2,4 тыс. км. Проект реализуется в рамках Указа Президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года с целью строительства и модернизации российских участков автодорог, относящихся к ЕЗК и в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Маршрут представляет собой совокупность инвестиционных проектов и включает в себя скоростную трассу М-11 «Нева», III и IV пусковые комплексы ЦКАД в Московской области, строящуюся М-12, проект строительства обхода г. Тольятти с мостом через Волгу и существующие участки федеральной сети — трассы М-5 «Урал» на участках подъезда к г. Ульяновску и Р-239 Казань — Оренбург — Акбулак — граница с Казахстаном, а также участок трассы А-151 Канаш — Ульяновск.

Стоимость строительства М-12 составляет порядка 650 млрд руб., более точная сумма станет известна после того, как все проекты получат положительное заключение Главгосэкспертизы. Из них 150 млрд руб. выделит Фонд национального благосостояния. Стоит отметить, что это первый крупный инфраструктурный проект после Крымского моста, который реализуется не по модели ГЧП, а в рамках подряда с использованием бюджетных и собственных средств. То есть Госкомапния «Автодор» выступает заказчиком конкурсов на строительство этапов платной автомагистрали от лица государства. Еще одна особенность проекта — масштаб и сжатые сроки строительства. Руководство страны поставило задачу пустить движение по М-12 уже в 2023 году. Новацией в этом случае является одновременное строительство всех этапов. В результате сквозное движение по магистрали должно быть открыто к означенному сроку. Это вызов не только для Госкомпании «Автодор», но и для всей дорожно-строительной отрасли страны.

ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
Строительство М-12 разделено на 8 этапов, каждый из которых является отдельным проектом. Конкурсные процедуры на проектирование и строительство по всем ним были завершены в течение 2020-2021 годов, таким образом, подрядчики определены для всех этапов будущей дороги.

К ним еще прибавился нулевой этап обход Балашихи, который начал реализовываться ранее.

0 этап — обход городов Балашиха и Ногинск Московской области. Подрядчик — Трансстроймеханизация (входит в АО «Дороги и мосты», выделенное в рамках реорганизации Мостотреста). Этап разделен на два пусковых комплекса: первый — участок от ЦКАД до Орехово-Зуево протяженностью 21 км (его сдадут уже в 2022 году). Второй — от МКАД до транспортной развязки на пересечении с ЦКАД протяженностью 40 км. Его проектирование началось в марте 2021 года, сдать в эксплуатацию планируется в 2023 году — тогда же, когда в Москве полностью запустят Северо-Восточную хорду, которая выходит на трассу М-12.

I этап — участок с 0-го по 80-й км. Проходит по территории Москов ской и Владимирской областей, от пересечения с автодорогой федерального значения А-108 «Московское большое кольцо» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения М-7 «Волга». Подрядная организация — Строй трансгаз. Участок будет сдан в эксплуатацию в 2023 году.

II этап — участок с 80-го по 116-й км. Проходит по Владимирской области, от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения М-7 «Волга» до пересечения с автомобильной дорогой регионального значения 17Р-2 Владимир — Гусь-Хрустальный — Тума. Подрядная организация — ООО «Региональная строительная компания» (РСК, входит в группу «Трансстройинвест»). Первые десять километров этого участка будут сданы в эксплуатацию в 2023 году.

III этап — участок с 116-го по 224-й км. Проходит по Владимирской области, от пересечения с автодорогой 17Р-2 Владимир — Гусь— Хрустальный — Тума до пересечения с автодорогой 17К-2 Муром — М-7 «Волга». Подрядчик — АО «ВАД».

IV этап — участок с 224-го по 347-й км. Проходит по Владимирской и Нижегородской областям, от пересечения с дорогой регионального значения Муром — М-7 «Волга» до федеральной трассы Р-158 Нижний Новгород — Саратов. Подрядная организация — ДСК «Автобан». На этом этапе трасса пересечет 8 рек, поэтому проектом предусматривается возведение 35 инженерных искусственных сооружений, в том числе 12 мостов и 23 путепроводов. Самым крупным станет мостовой переход через Оку — ширина реки в выбранном для проекта месте составляет 380 м.

V этап — участок с 347-го по 454-й км. Проходит по Нижегородской области, от Р-158 Нижний Новгород — Саратов до пересечения с дорогой регионального значения 22К-0162 Работки — Порецкое. Подрядчик — российская «дочка» китайской компании CRCC (China Railway Construction Corporation). На этом участке дорога пересекает реку Пьяна. Также предусматривается возвести двухуровневую транспортную развязку на пересечении с трассой Р-158 Нижний Новгород — Саратов.

VI этап — участок с 454-го по 586-й км. Проходит по Нижегородской области и Чувашской Республике, от пересечения с региональной автодорогой 22К-0162 Работки — Порецкое до пересечения с федеральной автодорогой A-151 Цивильск — Ульяновск. Подрядчик — ДСК «Автобан».

VII этап — участок с 586-го по 663-й км. Проходит по Чувашии и Татарстану, от пересечения с трассой A-151 Цивильск — Ульяновск до пересечения с трассой Р-241 Казань — Буинск — Ульяновск. Заказчиком работ на этом участке выступила дочерняя организация Госкомпании «Автодор» — ООО «Строительная компания «Автодор». На этом этапе планируется возвести 35 искусственных сооружений, самое крупное — шестипролетный мост через р. Свияга.

VIII этап — участок с 663-го по 729-й км. Проходит по Республике Татарстан, от пересечения с федеральной автодорогой Р-241 Казань — Буинск — Ульяновск до пересечения с региональной автодорогой Сорочьи Горы — Шали. Подрядчиком является АО «Дороги и Мосты». На участке планируется возвести мостовой переход через Волгу недалеко от Казани. Длина моста составит около 3362 м, длина каждого пролета — порядка 140 м, высота — 17 м. Пролетные строения будут подводить с разных берегов навстречу друг другу. Построить мост планируется за 32 месяца.

ХОД РАБОТ
С начала 2021 года начались и в настоящее время активно продолжаются работы по подготовке территории. Ведутся обустройство и подключение строительных площадок и городков производственных баз к электричеству, формирование площадок для возведения искусственных сооружений. Продолжается строительство технологических дорог для подвоза стройматериалов и техники к месту прохождения новой трассы. Идет накопление инертных материалов: песка, щебня, щебеночно-песчаной смеси. На всем протяжении работ обустроены производственные площадки, на которых монтируют АБЗ и цементобетонные заводы. Для обеспечения проезда через реки, где пока нет мостов, при поддержке Минобороны идет организация переправ.

В октябре 2021 года на всем протяжении трассы работали более 12 тыс. человек и 4300 единиц техники. В 2024 году планируется ввести в эксплуатацию участки общей протяженностью 654 км, от пересечения с автомобильной дорогой М-7 «Волга» (169-й км М-7) до пересечения с региональной автодорогой Сорочьи Горы — Шали, включающий в себя часть II этапа (участок от 90-го до 116-го км, а также III-VIII этапы строительства (общая протяженность 627,77 км).

Проект очень сложный из-за большого количества искусственных сооружений. Так, предстоит построить 19 транспортных развязок, более 300 мостов и путепроводов, в том числе три уникальных мостовых сооружения. Это мост через Волгу на VIII этапе протяженностью более 3 км, вантовый мост через Оку на IV этапе и монолитный мост через Суру на VI этапе. Всего порядка 40 км дороги пройдут по поймам рек Оки и Суры, а значит, необходимо обеспечить водоотвод от дорожного полотна. Трассу пересекут 37 магистральных трубопроводов и высоковольтных линий электропередачи. Для обеспечения связности будут возведены дополнительные развязки в местах пересечения с крупными трассами. Также на всем протяжении магистрали планируется обустроить 27 многофункциональных зон сервиса, которые будут запускаться по мере ввода участков автодороги в эксплуатацию.

Как и все скоростные магистрали, которые строит Госкомпания «Автодор», М-12 Москва — Казань будет оснащена всеми элементами современных интеллектуальных транспортных систем. Это система безостановочной оплаты проезда «Свободный поток», автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД), система мониторинга погодных условий и другие. В будущем еще одним элементом ИТС станет обеспечение передвижения беспилотного транспорта.

ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО
В апреле 2021 года Президент России Владимир Путин объявил о продлении скоростной магистрали Москва — Нижний Новгород — Казань до Екатеринбурга. Протяженность трассы Казань — Екатеринбург составит порядка 800 км. Она также станет частью скоростного международного транспортного коридора «Запад — Восток». Ее строительство запланировано в Транспортной стратегии до 2030 года. Инвестиции для строительства планируется привлекать из Фонда национального благосостояния на возвратной основе. Это будет четырехполосная дорога категории 1-Б с разрешенной скоростью 90 км в час. Таким образом, общая протяженность автомобильного коридора от Москвы до столицы Урала составит порядка 1600 км. Дорога позволит сократить время в пути почти в два раза и доехать от Казани до Екатеринбурга за 7-8 часов, от Москвы до Екатеринбурга — за 14 часов. А от границы с Республикой Беларусь 2200 км скоростных дорог можно будет преодолеть за 22 часа пути вместо 32 часов. Ожидаемая интенсивность движения к 2030 году составит 5,9 млн автомобилей в год, годовой пассажиропоток — 7,6 млн человек, годовой грузопоток — 12,4 млн тонн.

Из 800 км с нуля планируется возвести только часть дороги — 274 км, в остальном маршрут пройдет по уже существующей сети, которую планируется реконструировать. Именно поэтому реализация проекта будет происходить совместно с Федеральным дорожным агентством. На участке до города Мамадыш Росавтодор построит 22 надземных пешеходных перехода, далее — 81-километровый обход Нижнекамска и Набережных Челнов, затем на отдельных участках трассу реконструируют и отремонтируют. В Башкирии на М-7 появятся обходы населенных пунктов Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово и Асяново.

Абсолютно новый участок скоростной трассы протяженностью 274 км будет построен на отрезке от города Дюртюли (Башкирия) до поселка Ачит (Свердловская область), на котором будет единственный платный участок (это задача Госкомпании «Автодор»). Через эти два населенных пункта проходят федеральные трассы Р-242 Пермь — Екатеринбург и М-7 «Волга», так что новый участок станет связующим звеном. После Ачита с М-12 он вольется в существующую федеральную бесплатную трассу Р-242 Пермь — Екатеринбург, участки которой будут также капитально ремонтироваться. Сейчас там стартуют геодезические изыскания.


просмотры:

876

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться