Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

До Черного моря с ветерком и без пробок

Государственная компания «Автодор» продолжает развитие сети скоростных дорог на Юге России. Основной магистралью, которая связывает центральные и северные регионы европейской части страны с Черноморским побережьем и Крымом, является М-4 «Дон». Дорога находится в доверительном управлении Госкомпании с 2010 года. За это время на большинстве участков она превратилась в скоростную магистраль со всеми сопутствующими признаками: четыре и более полос движения, отсутствие пересечений в одном уровне, объекты сервиса и повышенный уровень безопасности за счет элементов ИТС. В настоящее время в стадии реализации находятся несколько проектов, завершение которых позволит «ускорить» один из важнейших скоростных транспортных коридоров России.

Традиционно в летнее время на сети дорог проводятся текущие ремонты для поддержания дороги в хорошем эксплуатационном состоянии. Согласно программе деятельности Госкомпании в 2021 году на М-4 «Дон» были отремонтированы 182,5 км, в том числе 10,7 км — в Воронежской области, 42 км — в Ростовской области, 44,6 км — в Краснодарском крае. Стоит отметить, что в текущем году большая часть ремонтных работ на М-4 «Дон» была перенесена на конец третьего — середину четвертого квартала. Это было сделано для того, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд к побережью в высокий сезон. Дело в том, что интенсивность потока на трассе значительно увеличилась после пандемийного 2020 года. Граждане массово отправились к Черноморскому побережью на собственном автотранспорте. В результате трафик только в Ростовской области в августе вырос на треть по сравнению с тем же периодом 2019 года.

Проводились работы по реконструкции и обустройству. Так, на участке от 715-го до 741-го км выполнены работы по обустройству дороги, осуществлен монтаж наружного электроосвещения и АСУДД, построены площадки отдыха на 731-м км, установлено сетчатое ограждение для предотвращения выхода животных на проезжую часть. До конца 2021 года планируется ввести в эксплуатацию после реконструкции участок от 1517-го до 1519-го км в Краснодарском крае, а также участок от 275-го до 287-го км (обратное направление) в Тульской области. В рамках реконструкции будут обустроены три транспортные развязки в разных уровнях, построены четыре путепровода и четыре моста, отвечающие современным нагрузкам. Все эти меры позволят достигнуть показателей скоростного режима, комфортности и безопасности, предъявляемых к современным скоростным автомобильным дорогам.

Кроме текущих ремонтов, на М-4 «Дон» реализуются несколько крупных проектов по строительству новых участков. В настоящее время основные усилия сконцентрированы на строительстве обхода г. Аксай на участке с 1024-го по 1091-й км. Реализация этого проекта входит в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Его необходимость была вызвана тем, что автодорога не справлялась с повышенной нагрузкой: в районе Аксая был зафиксирован рекордный трафик — порядка 120 тыс. автомобилей в сутки, что втрое превышает проектный показатель. Обход позволит разгрузить подъезды к Ростову-на-Дону от транзитного транспорта, качественно изменить условия развития Ростовской агломерации и сократить время поездки до Черноморского побережья минимум на два часа.

Реализация проекта была разбита на этапы. Реконструкцию существующей дороги на участках с 1072-го по 1091-й км (первый и второй этапы) и с 1024-го по 1036-й км (третий этап) выполняет АО «Донаэродорстрой». Строительством новой дороги на участке с 1036-го по 1072-й км (четвертый и пятый этапы) занимается ООО «Трансстроймеханизация» через компанию ООО «НПС «Аксай», учрежденную ГК «Нацпроектстрой». Согласно условиям конкурсной документации исполнителю предстоит до конца 2024 года завершить строительство и обеспечить последующую эксплуатацию участка на платной основе на срок до 31 декабря 2051 года. Стоимость работ — 85,9 млрд руб., объем софинансирования со стороны ООО «НПС «Аксай» — 8,5 млрд руб.

Работы по реконструкции стартовали в 2019 году. 24 декабря 2020 года, почти на 10 месяцев раньше проектного срока, в эксплуатацию после реконструкции сданы 12,2 км обхода — с 1024-го по 1036-й км. Дорога была расширена до шести полос, построены новые мост и путепровод, установлены опоры освещения. В октябре 2021 года по постоянной схеме было запущено движение по новому путепроводу над одноуровневой кольцевой развязкой «Сальское кольцо» под Батайском. Путепровод разделил транспортные потоки: транзитный транспорт по направлению Краснодар — Москва и Москва — Краснодар запущен над «Сальским кольцом», местный трафик идет внизу. Также появились два новых съезда к кольцу: с прямого направления на Ростов-на-Дону и обратного (на Москву). Новая схема организации движения позволит увеличить пропускную способность этого участка более чем в 10 раз, до 100 тыс. автомобилей в сутки. Полностью первый и второй этапы планируется сдать в эксплуатацию в 2022 году. В настоящее время продолжается реконструкция дороги с 1072-го по 1091-й км. Проектом предусматривается возведение восьми мостов и путепроводов, а также надземного пешеходного перехода. Завершить работы на этом этапе и довести его до параметров категории IБ планируется уже к 2023 году.

Строительство новой автомобильной дороги в рамках четвертого и пятого этапов стартовало в 2020 году. В настоящее время продолжается подготовка территории: на большей протяженности будущей дороги выполнены работы по снятию растительного слоя почвы, полностью выполнена выемка грунта для выравнивания профиля дорожного полотна, больше чем на треть сделана насыпь. Более половины нового участка пройдет в пойме реки Дон, грунт которой характеризуется разнородностью физико-механических показателей, что может приводить к осадкам, просадкам и деформациям. Поэтому для стабилизации и укрепления дорожного полотна проводится комплекс мероприятий. На ряде участков отсыпано и уплотнено щебеночно-песчаное покрытие. Продолжаются активные строительные работы на искусственных сооружениях. В частности, на мосту через реку Аксай более чем наполовину выполнены работы по устройству свай. На самом крупном мосту через реку Дон длиной 1901 м завершаются устройство свай, ростверков, монтаж балок. По проекту русло реки Дон будет перекрыто цельнометаллическим пролетным строением. На подходах — сталежелезобетонные пролетные строения. Полностью завершить строительство обхода Аксая планируется к 1 декабря 2023 года, на год раньше проектных сроков.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАДНЫЙ ОБХОД КРАСНОДАРА
Необходимость строительства обхода Краснодара стоит очень остро: многочасовые пробки давно стали привычным городским фоном кубанской столицы. Происходит это не столько из-за существенно возросшей автомобилизации населения, сколько потому, что по территории города проходят сразу две федеральные автомобильные дороги — М-4 «Дон» и A-146 Краснодар — Верхнебаканский. ДЗОК свяжет федеральную автодорогу М-4 «Дон» с трассой А-289 Краснодар — Славянск-на-Кубани, что позволит направить автомобильный поток из Центральной России в сторону Крымского моста, минуя перегруженный пробками Краснодар. Как следствие, улучшится экологическая обстановка, а также повысится мобильность в агломерации, что существенно повысит социальное самочувствие населения.

Активная фаза реализации ДЗОК началась после поручения Президента России по формированию ближних и дальних автомобильных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив. Конкурс на право заключения ДИС на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и платную эксплуатацию участка трассы М-4 «Дон» в обход Краснодара выиграло АО «Донаэродорстрой» в 2020 году. Это будет четырехполосная дорога высшей технической категории протяженностью 51,21 км с расчетной скоростью 120 км/ч с разделенными встречными потоками, без пересечений в одном уровне и полностью освещенная. Стоимость проекта составляет 41,3 млрд руб., доля внебюджетных средств — порядка 30%. Проектный срок окончания строительства — 2024 год. Однако, учитывая социальную важность объекта, подрядная организация высказала намерение сдать его в эксплуатацию уже в конце 2023 года.

Проект технологически довольно сложный: он включает возведение 24 искусственных сооружений — четырех мостов через реки Понура, Кочеты, Сула и Магистральный канал; девяти путепроводов на транспортных развязках и через внутреннюю сеть местных дорог, 11 сельхозпроездов. Кроме того, будет проведено переустройство систем мелиорации, расположенных на сельскохозяйственных угодьях, вдоль которых пройдет новый участок М-4. В настоящее время на большинстве участков будущего ДЗОК идут активные строительные работы. К началу октября для устройства основания дороги снято более 920 тыс. кубометров растительного слоя грунта, для обустройства земляного полотна отсыпаны свыше 2 млн кубометров гравийно-песчаной смеси, на десяти из 52 км дороги уложен асфальтобетон, что составляет пятую часть от общей протяженности обхода.

РАБОТА НА ПЕРСПЕКТИВУ
В инвестиционном портфеле Госкомпании «Автодор» есть несколько новых проектов, реализация которых позволит обеспечить связанность территорий, повысив доступность Черноморского побережья для россиян и мобильность населения. В частности, в настоящее время прорабатывается проект строительства альтернативного направления от М-4 «Дон» до Адлера. В рамках проекта планируется «расшить» наиболее узкие участки на подходе к Черноморскому побережью и обходах городов Туапсе, Лазаревское, Сочи и Адлера. На сегодня Госкомпания готовит проведение технико-экономического обоснования маршрута, в ходе которого планируется выполнить оценку экономической целесообразности маршрута, после чего проект будет передан на рассмотрение Правительства РФ.

Пожалуй, самый масштабный и амбициозный проект на перспективу — создание маршрута «Юго-Западной хорды» — скоростной автомобильной дороги Уфа (Дюртюли) — Самара — Саратов (по левому берегу Волги) — Волгоград — Краснодар. Согласно предварительным планам, по результатам предпроектных работ будут выделены первоочередные этапы создания маршрута, куда войдут как уже реализуемые проекты, так и проекты строительства новых автомобильных дорог.

Протяженность этого автомобильного транспортного коридора составит порядка 1900 км. Трасса укрепит связь пяти крупных агломераций с охватом населения почти 26 млн человек, разгрузит Московский транспортный узел и позволит в 2 раза сократить время в пути между региональными центрами и до 30% времени на всем маршруте от Уфы до Черноморского побережья. Дополнительно планируется привлечь грузопоток, в том числе с международных транспортных коридоров, по направлению к Новороссийскому морскому торговому порту. Интенсивность движения может достичь 6,6 млн автомобилей к 2030 году, годовой пассажиропоток — 9,9 млн человек, годовой грузопоток — 9,2 млн тонн.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться