Какой будет сеть опорных скоростных дорог в России
Перспективы роста российской экономики невозможно представить без последовательного и системного развития сети скоростных автомобильных дорог, которое обеспечивает Государственная компания «Автодор». Основные приоритетные проекты и ожидаемые результаты развития сети скоростных автомобильных дорог обозначены в разработанной Автодором Стратегии развития сети скоростных автомобильных дорог Российской Федерации в отношении сети скоростных автомобильных дорог Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на период до 2035 года. Документ коррелирует с приоритетами государства, обозначенными в национальных проектах, и разрабатываемой в настоящее время Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.
ПО ВЕРТИКАЛИ И ПО ГОРИЗОНТАЛИ
К 2035 году протяженность сети дорог, которые находятся в доверительном управлении Государственной компании «Автодор», увеличится почти в два раза, до 7000 км. Главными векторами развития сети скоростных автодорог в России остаются Север — Юг и Запад — Восток. Практически полностью завершено формирование бесшовного скоростного сообщения в направлении Север — Юг: в текущем году полностью запущена ЦКАД, которая стала связующим звеном между введенной в эксплуатацию в 2019 году скоростной автомобильной дорогой М-11 «Нева» и ключевой транспортной артерией Юга России — М-4 «Дон». После строительства финального этапа М-11 (обхода Твери) и ликвидации узких мест на М-4 преодолеть 2400 км от Балтийского до Черного моря можно будет за 24 часа. Это — горизонт 2030 года.
Скоростные автомобильные дороги в направлении Запад — Восток на сегодняшний день обозначены на карте лишь пунктиром, но уже понятно, что их роль в экономике страны будет только возрастать. Речь идет о строящейся скоростной автомобильной дороге М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань, которая является частью международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай», а также ее продолжении до Екатеринбурга. Если планы будут реализованы, то 2200 км от границы с Республикой Беларусь до Екатеринбурга можно будет преодолеть за 22 часа вместо 32 часов. Планируется, что строительство скоростной автодороги до столицы Урала будет завершено в беспрецедентно короткие сроки — уже в 2024 году.
Конфигурацию дополняет проект перспективного строительства скоростной автомобильной дороги «Юго-Западная хорда» — Екатеринбург — Самара — Саратов — Волгоград — Краснодар. Если эти проекты найдут свое воплощение, то преодолеть 2200 км от Екатеринбурга до Черного моря можно будет за 22 часа, а не 33, как сейчас. Дополняет портфель перспективных инвестиционных проектов Госкомпании строительство скоростной автодороги вдоль Черного моря протяженностью 230 км — она позволит добраться от Новороссийска до Сочи за два часа, а не за шесть и более, как это происходит сейчас.
В УВЯЗКЕ С ПЛАНАМИ ГОСУДАРСТВА
Один из основных приоритетов государства — повышение пространственной связности и транспортной доступности территорий страны. В увязке с этой задачей сеть скоростных автомобильных дорог соединит наиболее перспективные центры экономического роста России по кратчайшему маршруту, обеспечив сквозное скоростное сообщение на всех участках сети. Скоростные автодороги пройдут по территориям 28 регионов, в которых совокупно проживает 59% населения страны и на долю которых приходится почти 60% общероссийского валового регионального продукта. При этом маршруты будут синхронизированы с другими видами транспорта, а также со схемами планирования российских регионов.
Другим приоритетом государства является повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма. Путешествия на личном автотранспорте — это устоявшийся тренд на западе, и он получает все большее распространение в России. Скорость, безопасность и комфорт передвижения — это весомый аргумент в пользу автопутешествия, что наглядно показал летний отпускной сезон 2021 года, когда приостановка международных поездок резко подстегнула трафик по М-4 «Дон» — основной транспортной артерии, ведущей к российскому Черноморскому побережью. Автодорога М-4 «Дон» традиционно остается наиболее востребованной среди россиян и наиболее обустроенной с точки зрения инфраструктуры. На всем ее протяжении расположены современные многофункциональные зоны дорожного сервиса. МФЗ — одно из непременных условий функционирования дороги высшей категории. В настоящее время Автодор разработал концепцию развития сети МФЗ на скоростных автомобильных дорогах. Планируется, что к 2030 году на всей сети скоростных дорог Госкомпании будет насчитываться 88 МФЗ. С учетом планов Автодора перспективы для внутреннего туризма выглядят впечатляюще: россияне откроют для себя сотни локаций на всем протяжении скоростной сети от Золотого кольца до первого главного города на Урале — Екатеринбурга.
Еще один приоритет государства — увеличение объема и скорости транзита грузов, развитие мультимодальных логистических технологий. Согласно экспертным исследованиям, к 2035 году Россия должна подняться в рейтинге эффективности логистики Всемирного банка, снизить расходы на перевозку в стоимости продукции и увеличить мощность грузовых транспортно-логистических центров. Свою долю в улучшение этих показателей внесут и скоростные дороги. Так, к 2035 году Автодор обеспечит связность скоростными автомобильными дорогами не менее 11 центров генерации спроса на автомобильные перевозки (перспективные центры экономического роста и пункты пропуска через границу). Кроме того, развитие скоростных дорог создает условия для увеличения скорости грузоперевозок с текущих 500-600 км в сутки до 1100 км в сутки на объектах сети скоростных дорог.
ЦИФРА КАК БУДУЩЕЕ
Вот уже несколько лет транспортный комплекс страны переживает цифровую трансформацию. Не будет преувеличением сказать, что скоростные дороги сегодня — это один из передовых сегментов с точки зрения внедрения новых технологий — интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Уже сегодня словосочетание «умная дорога» является синонимом «платной скоростной автодороги». Именно элементы ИТС обеспечивают высокий уровень безопасности и комфорта передвижения по ним. На всем протяжении автодорог, находящихся в доверительном управлении Государственной компании «Автодор», расположены видеокамеры, метеостанции и антенны связи. Данные о дорожной ситуации и информация от устройств на борту автомобилей поступают в Центральный пункт управления и используются для координации работы дорожных служб, аварийных комиссаров, логистических сервисов.
Элементы «умных дорог» будут внедрены на всех автодорогах, реализация которых планируется силами Автодора, — М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань; Казань — Екатеринбург; Юго-Западная хорда, проекты Юга России. В горизонте до 2035 года все 100% сети скоростных автомобильных дорог будут оснащены архитектурой ИТС и единым информационным пространством. К этому сроку будут созданы условия для обеспечения сквозного грузослежения на всем протяжении маршрута за счет ИТС и возможности предоставления соответствующих сервисных услуг грузоотправителям. Уже сейчас все скоростные автодороги изначально проектируются с учетом инфраструктуры для обеспечения движения высокоавтоматизированного и беспилотного транспорта.
Важнейшей задачей развития ИТС является снижение аварийности на сети скоростных автомобильных дорог. Общероссийская задача — снижение смертности на дорогах в 3,5 раза. В рамках выполнения данной задачи уже сегодня применяется видеонаблюдение за дорожным движением и фиксация нарушений. В тестовой эксплуатации находится инфраструктура для обеспечения движения высокоавтоматизированных транспортных средств и применение дронов для мониторинга безопасности дорожного движения. В отдаленной перспективе планируется внедрение кооперативных ИТС (V2X — то есть когда машина напрямую «общается» с инфраструктурой), а также создание инфраструктуры для беспилотных автомобилей.
Конечно, инновации — не самоцель, а только средство достижения основной цели Госкомпании — создание сети автомобильных дорог с новым качеством услуги мобильности и обеспечение возможности безопасного, быстрого и комфортного передвижения по ним. В целом глобальная цель Автодора — за счет строительства и развития автомагистралей создать импульс для экономического развития территорий, через которые они проходят. В этом смысле Госкомпания не просто соединяет города на высоких скоростях, но и обеспечивает развитие в будущем.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.