Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

БАМ, Транссиб и другие

О ключевых направлениях модернизации железнодорожной инфраструктуры

Развитие железнодорожной инфраструктуры — одна из ключевых задач Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (КПМИ). В составе КПМИ реализуется ряд масштабных инвестиционных проектов, направленных на улучшение транспортной доступности, повышение мобильности населения страны, увеличение грузооборота, а также развитие транзитного потенциала России.

Росжелдор является ответственным исполнителем по федеральным проектам «Железнодорожный транспорт и транзит» и «Высокоскоростное железнодорожное сообщение», входящим в КМПИ, отвечает за реализацию мероприятий плана по развитию железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла и строительству железных дорог на Крымском полуострове.

Ключевые инициативы КПМИ направлены на увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба, железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов. Так, проектом «Железнодорожный транспорт и транзит» предусмотрено сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы России до семи дней, увеличение объема транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в четыре раза.

Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года предусмотрено, что пропускная способность Восточного полигона вырастет в 1,5 раза, до 182 млн тонн в год. Сегодня это один из крупнейших инфраструктурных проектов России. Созданный в 70-80-е годы XX века инфраструктурный задел открыл для отечественных компаний быстрорастущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, стал надежным транзитным маршрутом, связывающим всю Евразию. Только в рамках модернизации БАМа реконструкции подвергнется в общей сложности более 1450 км пути, предусмотрена модернизация 39 станций, 106 железнодорожных мостов и других объектов.

В 2021 году завершается первый этап реконструкции Восточного полигона, в рамках которого большой объем работ осуществлялся на Дальневосточной железной дороге. В рамках проекта построены второй главный путь на перегоне Лена-Восточная — Предленский Восточно-Сибирской железной дороги с мостом через реку Лена, мостовой переход через реку Зея Забайкальской железной дороги. Также введен в эксплуатацию новый однопутный электрифицированный Байкальский тоннель со вторыми главными путями на семи прилегающих перегонах и завершена модернизация Владивостокского тоннеля ДЖВ.

В июне 2021 года было открыто движение по второму пути на участке Кутыкан — Кувыкта БАМа, его длина составила 21 км. Кроме того, было построено 19 искусственных сооружений, в их числе — мост через реку Кованта длиной 465 м, а также 8 металлических и железобетонных мостов длиной от 23 до 44 м. Проведено переустройство линий связи и систем управления движением. Также на БАМе проводились работы на перегонах Курьян — Тында, Олекма — 1945 км, Юктали — Талума, Юктали — Тас-Юрях, где было уложено более 100 км новых путей, десятки стрелочных переводов, построены мосты и другие объекты инфраструктуры. На станции Акур удлинены существующие пути, на станции Тында уложен дополнительный путь, проведено техническое перевооружение систем управления движением.

Паспорт II этапа инвестиционного проекта «Восточный полигон» утвержден распоряжением, которое подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Поквартальный график достижения целевых показателей инвестиционного проекта был сформирован, исходя из структуры грузопотоков, технической оснащенности и технологии работы. Всего в нем 21 контрольный участок. Для каждого из них определены целевые значения пропускной способности (по станциям, перегонам и тяговому электроснабжению), в том числе в грузовых поездах.

Модернизация Восточного полигона позволит российским компаниям ежегодно вывозить дополнительный объем грузов с крупнейших месторождений Сибири в направлении Дальнего Востока, а также будет способствовать развитию промышленных предприятий, созданию рабочих мест, формированию необходимых экономических условий для эффективного и устойчивого развития региона. Таким образом, эффективное функционирование Байкало-Амурской магистрали способно оказать синергетический эффект в смежных отраслях экономики.

КПМИ предполагает развитие не только транспортного коридора «Запад — Восток», но и «Север — Юг». В ближайшей перспективе будет увеличена до 125,1 млн тонн и провозная способность участков магистралей на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна (АЧБ), а прогнозируемый объем перевозок грузов железнодорожным транспортом в адрес портов Северо-Запада достигнет 165,7 млн тонн в год. Строительство вторых электрифицированных путей на участке от станции им. Максима Горького до станции Котельниково в Волгоградской области является составной частью масштабного проекта по развитию железнодорожных подходов к морским портам АЧБ, который в последние годы реализует ОАО «РЖД» в рамках КПМИ. В этом году завершились работы на втором пути перегона Горнополянский — Канальная протяженностью 23,1 км, открыт новый железнодорожный мост через Волго-Донской канал. Реализация проекта позволит увеличить объем движения в направлении портов АЧБ с 36 до 154 пар поездов в сутки, повысить скорость движения поездов до 90 км/ч. Всего построено 175 км вторых перегонных путей и 39 км станционных путей, 140 искусственных сооружений, более 90 зданий и пассажирских платформ.

Значительный объем работ запланирован и в рамках инвестпроекта «Комплексная реконструкция станции им. Максима Горького». Эта внеклассная станция сетевого значения входит в список 32 крупнейших сортировочных станций России. Ежесуточно отсюда отправляется более 90 грузовых поездов, в том числе более 60 поездов собственного формирования. Проектом предусмотрено строительство соединительных станционных путей и съездов, удлинение существующих путей, а также строительство новой сортировочной системы из 21 пути для сортировки и отправления готовых грузов.

Активное развитие портовых мощностей на северо-западном направлении страны позволит отечественным компаниям экспортировать и импортировать товары, не прибегая к услугам транзита со стороны стран Прибалтики. Для этого необходимо продолжать укреплять железнодорожную инфраструктуру на подходах к портам Северо-Запада.

В 2021 году в границах Октябрьской железной дороги продолжена реализация проекта комплексной реконструкции участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива, а также работы по развитию направления Дмитров — Сонково — Мга, в рамках которых к концу года завершается строительство разъездов Турышкино, 50 км, Дуневка, Скнятино, Приданиха и мостов через реки Талая, Медведа и Кабожа.

По оценкам специалистов Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), реконструкция направления Дмитров — Сонково — Мга позволит переключить на него избыточный поездопоток с линии Бабаево — Волховстрой — Мга и обеспечить потребную суммарную пропускную способность этих линий, а в случае необходимости (проведение ремонтных работ, чрезвычайные происшествия) стать дублером этой линии.

В прошлом году по проектам развития и обновления железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна было закончено строительство семи разъездов, модернизация семи объектов земполотна участка Дмитров — Сонково — Мга, нового парка в районе станции Каменногорск, строительство III главного пути перегона Вологда-I — Вологда-II (1,4 км), завершено устройство поста секционирования на станции Череповец-2. По станциям Лужская-Генеральная (1-й этап), Лужская-Восточная (1-й этап), участку Лужская-Генеральная — Лужская-Восточная — Лужская-Сортировочная открыто рабочее движение. Продолжены строительно-монтажные работы на станции Лужская-Сортировочная, участках Дмитров — Сонково — Мга, Волховстрой — Мурманск, реконструкция станций на Октябрьской, Горьковской и Северной железных дорогах.

Составной частью КПМИ является и проект «Развитие Московского транспортного узла», призванный обеспечить дополнительную провозную способность и сократить время в пути для пассажиров Москвы и области. Специалисты прогнозируют рост пассажиропотока в пригородном сообщении — с 751,5 млн человек в 2017 году до 850 млн к 2025 году. В настоящий момент ведутся работы по подготовке к запуску новых линий Московских центральных диаметров: МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», МЦД-4 «Киевско-Горьковский» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий».

В 2021 году в Москве планируется построить 8 платформ МЦД, которые станут полноценными вокзалами, а ранее за полтора года возведены 18 таких объектов. Оставшиеся три из пяти линий МЦД запустят до 2025 года. Так, МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» планируют запустить в 2023 году, МЦД-4 «Киевско-Горьковский» — в 2023–2024 годах, МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий» — в 2024-2025 годах.

Развитие Московских центральных диаметров позволит решить многие проблемы транспортного обеспечения населения столичного региона в связи с прогнозируемым ростом пассажиропотока, снижая нагрузку и на метрополитен, и на улично-дорожную сеть. Для пассажиров сокращается время в пути, создаются комфортные условия перемещения, в том числе за счет снижения загруженности поездов в утренние и вечерние часы пик.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться