Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

На службе как в бою

Об истории становления ведомственной охраны железнодорожного транспорта России

В этом году Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» отмечает столетний юбилей. Днем образования военизированной охраны считается 9 декабря 1921 года, когда по инициативе наркома путей сообщения Ф.Э. Дзержинского ВЦИК и Совет труда и обороны РСФСР приняли «Декрет об организации охраны складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях». Обстановка, сложившаяся в стране после революции и Гражданской войны, была непростой. Решение правительства молодой Советской республики было продиктовано самой жизнью: специальные формирования должны были защищать от преступного и бандитского разгула главные транспортные пути страны — железные дороги.

На основании приказа НКПС СССР от 16 марта 1928 года № 218 «О проведении военизации охраны путей сообщения» Охрана путей сообщения была преобразована в Стрелковую охрану путей сообщения.

В 1930-е годы близость железной дороги к государственной границе возлагала на работников отряда военизированной охраны, дислоцировавшегося на Дальнем Востоке, особую ответственность. После захвата Японией Маньчжурии случаи диверсий и нападения на железнодорожные объекты стали обычным делом.

Подразделения военизированной охраны участвовали в боях с басмачами и крупными бандами, а также действовали совместно с пограничниками и Красной армией в период советско-китайского вооруженного конфликта на Китайско-Восточной железной дороге при обеспечении военных и специальных операций.

Одновременно работники подразделений охраны участвовали в решении мирных задач. Так, с 1 октября 1932 года в обязанности военизированной охраны входили задержание, санобработка, организация питания и досуга детей-беспризорников, скитавшихся по железным дорогам. Для поиска детей была организована особая дозорная служба, в штат которой введены педагоги-воспитатели. По инициативе стрелков и командиров при казармах подразделений охраны из беспризорных создавались отдельные группы, в которых обучали подростков различным профессиям. Благодаря этим мерам удалось спасти тысячи юных жизней, помочь мальчишкам и девчонкам, оставшимся без родителей и семейного крова.

В августе 1932 года произошло слияние Стрелковой охраны путей сообщения и Военизированной пожарной охраны НКПС. К задачам стрелковой охраны добавилось поддержание порядка на перронах станций, в зданиях вокзалов и у билетных касс.

Работники военизированной охраны вписали немало ярких страниц в летопись своего ведомства на всех исторических этапах развития страны: в годы Гражданской войны, первых пятилеток, Великой Отечественной войны, послевоенный период и в непростые 90-е.

Железнодорожники внесли огромный вклад в дело разгрома гитлеровских захватчиков. С самого начала Великой Отечественной войны работа железнодорожного транспорта была подчинена обеспечению воинских перевозок, бесперебойной и быстрой доставке грузов для нужд армии. В короткий срок работники отрасли сумели в два-три раза увеличить пропускную способность железнодорожной сети. Не последнюю роль в достижении этой цели играла военизированная охрана. Многие работники были мобилизованы в действующую армию или ушли на фронт добровольцами. Совместным приказом НКВД и НКПС СССР от 25 декабря 1941 года существующая Стрелковая охрана НКПС была передана в ведение НКВД, куда перешла и большая часть личного состава охранных отрядов.

Также в НКПС организовали вооруженную вахтерскую охрану со штатом 12 тыс. человек. Значительную часть вахтеров составляли женщины. Для укрепления дисциплины и порядка на территории, которая находилась под контролем службы охраны, был введен особый пропускной режим на всех объектах транспорта. Военизированная пожарная охрана была переименована в Военизированно-пожарную охрану НКПС.

В условиях военного времени стрелковые подразделения охраняли важнейшие объекты, а также грузы в парках станций и в пути следования, осуществляли пропускной режим, боролись с незаконным проездом в товарных поездах. Пожарные подразделения не только ликвидировали пожары, но и проводили пожарно-профилактическую работу на железнодорожном транспорте, формировали и обучали добровольные пожарные дружины.

Родина высоко оценила беззаветный подвиг работников военизированной охраны, тысячи из них были награждены почетными орденами и медалями. Гордостью подразделений являются Герои Советского Союза, прошедшие Великую Отечественную войну и в разные годы служившие в рядах ведомственной охраны: Н.А. Васильев, А.Г. Вавилов, Е.А. Клюшников, Г.И. Сурнин, С.Г. Мухортов, С.Г. Сафонов и другие.

Важной вехой в истории становления военизированной охраны стал 1946 год, когда Народный комиссариат путей сообщения был преобразован в Министерство путей сообщения. С сентября того же года охрана грузов в пути следования, в парках станций и на крупных грузовых дворах, а также важнейших объектах железнодорожного транспорта стала осуществляться военизированной охраной Министерства путей сообщения СССР, и впоследствии военизированная охрана МПС СССР стала единственной вооруженной охраной железных дорог. После войны для борьбы с хищениями на железнодорожном транспорте были созданы подвижные оперативные группы из командного состава и бойцов в целях систематического патрулирования на установленных участках, станциях и перегонах. В 1949 году для личного состава введены звания и специальная форма одежды.

История ФГП ВО ЖДТ России насыщена примерами самопожертвования, трудовой доблести, мужества и героизма руководителей и специалистов, стрелков и пожарных, которые в суровые годы войны и мирные будни с честью выполняли и выполняют свой долг. Среди них, к примеру, особое место занимает имя генерал-лейтенанта Юрия Васильевича Бабанского, участника пограничного конфликта между СССР и КНР на острове Даманский.

2 марта 1969 года вторгшиеся на советскую территорию китайские провокаторы из засады расстреляли вышедшую им навстречу группу пограничников во главе с начальником заставы старшим лейтенантом И.И. Стрельниковым. Обладая лидерскими качествами и хорошими стрелковыми навыками, младший сержант Юрий Бабанский взял на себя командование группой оставшихся на заставе пограничников и повел их в атаку, сумев дать отпор многократно превосходящим силам противника.

Уже после боя Ю.В. Бабанский более десяти раз ходил в разведку на остров: с поисковой группой нашел расстрелянную группу И.И. Стрельникова и под дулами автоматов и пулеметов противника организовал их эвакуацию. За героизм и отвагу, проявленные при защите государственной границы СССР, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1969 года Бабанскому Юрию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1995 году неблагополучная обстановка фиксировалась в регионах Северного Кавказа, Забайкалья и на железных дорогах: Кемеровской, Калининградской, Московской, Свердловской, Приволжской и Октябрьской, где хищения грузов составляли от 65% до 95% общих потерь от несохранных перевозок грузов. Например, на Забайкальской железной дороге сводные группы стрелковых подразделений военизированной охраны МПС осуществляли борьбу с массовыми хищениями грузов, грабежами, разбойными нападениями, совершаемыми в том числе с применением огнестрельного оружия на перегонах и в парках железнодорожных станций (Забайкальск, Борзя, Карымская и др.).

В 1994–1996 годах более 800 работников стрелковых и пожарных подразделений военизированной охраны МПС России выполняли служебные обязанности в условиях восстановления конституционного порядка в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта. При исполнении служебных обязанностей шесть работников ведомственной охраны героически погибли, ранения получили 19 человек. За проявленные мужество и героизм 24 работника были награждены высокими правительственными наградами. 1

4 апреля 1999 года был принят Федеральный закон № 77 «О ведомственной охране», направленный на ликвидацию системы военизированной охраны как не соответствующей новым экономическим условиям. 4 января 2001 года Правительство РФ утвердило положение, в соответствии с которым на базе военизированной охраны МПС России была создана ведомственная охрана МПС России. В статье 23 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» была закреплена правовая обязанность ведомственной охраны по охране наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования.

Проходят годы, но главные задачи ведомственной охраны всегда остаются неизменными — защита охраняемых объектов железнодорожного транспорта, сохранность грузов и обеспечение пожарной безопасности. С учетом масштабности и значимости вопросов, решаемых ФГП ВО ЖДТ России, предприятие специальным указом Президента РФ от 29 декабря 2006 года внесено в перечень стратегических. Тем самым подтверждена его особая роль, состоящая в необходимости выполнения важных государственных задач.

В настоящее время под круглосуточной охраной стрелков предприятия находятся почти 2,5 тыс. объектов железнодорожного транспорта. Разъездными стрелками ежедневно сопровождается более 4 тыс. поездов с номенклатурными грузами. В работе стрелковых подразделений широко используются технические средства охраны и свыше 2,2 тыс. служебных собак.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться