Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Спасая жизнь людей

Обеспечение пожарной безопасности — важное направление деятельности ФГП ВО ЖДТ России

История охраны стальных магистралей богата примерами героизма, проявленного работниками службы в мирное время. Год назад в музее Федерального агентства железнодорожного транспорта прошло торжественное открытие мемориальной доски «Навечно в строю» в память о работниках ведомственной охраны железнодорожного транспорта, погибших при исполнении служебных обязанностей.

На работников ведомственной охраны отраслью возложена ответственная задача — обеспечивать пожарную безопасность на железнодорожном транспорте. Самоотверженно рискуя собой, работники предприятия участвуют в ликвидации аварий и последствий стихийных бедствий, а также тушении пожаров, осуществляют пожарную профилактику на стационарных объектах и подвижном составе. Боевые расчеты пожарных поездов филиалов ФГП ВО ЖДТ России нередко привлекаются для оказания помощи МЧС России.

Штатная численность работников, обеспечивающих тушение пожаров и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, составляет почти 10 тыс. человек. В постоянной боевой готовности находятся 313 пожарных поездов. Предназначение ФГП ВО ЖДТ России для целей тушения пожаров и участия в ликвидации последствий ЧС на железнодорожном транспорте закреплено приказами Росжелдора от 7 февраля 2008 года № 46 «Об утверждении Положения о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта РФ» и от 21 сентября 2010 года № 400 «Об утверждении Порядка организации деятельности ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта».

В наши дни трудно представить железную дорогу, которая не охраняется от пожаров. 100 лет — это огромная дистанция пути, и создание пожарных поездов является неотъемлемой частью истории развития железных дорог России. Еще в 1918 году В.И. Ленин подписал декрет Совета народных комиссаров «Об организации государственных мер по борьбе с огнем», который сыграл значительную роль в деле становления и развития пожарной охраны страны. До этого момента целостной системы предупреждения и тушения пожаров на железнодорожном транспорте как таковой не существовало. Задача тушения пожаров в подвижном составе возлагалась на локомотивные бригады, а пожары на стационарных объектах в основном ликвидировались территориальной пожарной охраной. При этом приемы и способы тушения ограничивались довольно скудным арсеналом пожарно-технических средств и оборудования.

В 1918 году при Народном комиссариате путей сообщения была создана часть пожарной охраны на правах отдела. Положением «О пожарной охране железнодорожного транспорта» предусматривалось создание пожарных частей при Центральном управлении тяги НКПС, на железных дорогах и эксплуатационных отделениях при службе тяги. На узлах и крупных станциях создавались пожарные команды, а на небольших промежуточных станциях и отдельных объектах — пожарные посты.

В 1921 году Совет труда и обороны обязал Центральную комиссию при НКВД по борьбе с пожарами организовать районные и участковые тройки (транпожартройки) на линиях железных дорог для проведения срочных противопожарных мер и борьбы с пожарами. 15 мая 1921 года на железных дорогах страны начали свою деятельность первые 7 пожарных поездов. Они стояли на боевом дежурстве в Москве, Смоленске, Курске, Вологде, Бологом, Самаре и Екатеринбурге.

С этого момента началась эпоха создания пожарных поездов на железнодорожном транспорте. Пожарный поезд того времени имел на вооружении паровую машину или мотопомпу, два бака для воды общей емкостью 1500 ведер и 1000 метров пожарных рукавов. В зону ответственности каждого из них входили по 5-6 губерний. На организацию дежурных пожарных поездов в порядке чрезвычайных расходов была отпущена довольно значительная по тем временам сумма — 500 млн руб. В результате принятых мер число пожаров на железных дорогах снизилось с 3718 в 1920 году до 2369 — в 1922 году.

Сегодня пожарные составы — это специализированные поезда, выполняющие множество задач по борьбе с огнем, спасению людей и имущества и проведению аварийно-спасательных работ. Пожарные поезда постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» отнесены к силам и средствам единой госсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. То есть они аттестованы в установленном порядке как аварийно-спасательные формирования и допущены к проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.

В состав каждого современного пожарного поезда входит вагон-насосная станция (ВНС), предназначенная для размещения боевого расчета (дежурной смены), пожарной техники и специального аварийно-спасательного оборудования, а также две цистерны-водохранилища (ЦВ) для размещения запаса воды (по 60 тонн каждая). Общий объем средств тушения огня составляет 120 тонн воды и 5 тонн пенообразователя. Типовой боевой расчет пожарного поезда состоит из пяти человек. Все пожарные поезда оснащены системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, что позволяет контролировать их местонахождение, а также маршрут и время их продвижения к месту пожара и обратно.

Привлечение поездов для тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах, не входящих в инфраструктуру железнодорожного транспорта, осуществляется на основании утвержденных руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и главой муниципального образования планов привлечения сил и средств пожарно-спасательных гарнизонов. При этом расписание их выезда на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ согласовывается с железными дорогами и с филиалами ФГП ВО ЖДТ России в пределах их тактико-технических возможностей.

С 1 января по 30 сентября 2021 года боевые расчеты пожарных поездов участвовали в тушении пожаров 472 раза, из них на стационарных объектах — 13 раз, на железнодорожном подвижном составе — 52 раза, в полосе отвода железных дорог — 126 раз. Они 280 раз оказывали помощь в тушении природных очагов возгорания территориальным пожарным подразделениям МЧС России, пожаров в населенных пунктах и на объектах, не входящих в инфраструктуру железнодорожного транспорта. В ходе тушения пожаров работниками ФГП ВО ЖДТ России спасено материальных ценностей на сумму более 864 млн руб. Также боевые расчеты пожарных поездов 138 раз участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для совершенствования практических навыков и поддержания высокой профессиональной подготовки работников боевыми расчетами пожарных поездов совершено 374 выезда на проведение пожарно-тактических занятий и учений. Как показывает практика, данная подготовка дает положительные результаты при защите инфраструктуры железнодорожного транспорта и оказании помощи пожарным подразделениям МЧС России в тушении пожаров.

Примером того являются природные пожары в период объявления режима ЧС в субъектах РФ. В июле текущего года в Республике Карелия при тушении природного пожара были задействованы масштабные силы и средства при участии МЧС России, Министерства обороны, Министерства лесного хозяйства и Минтранса России в лице филиала ФГП ВО ЖДТ России на Октябрьской железной дороге. Пожарные поезда принимали участие в ликвидации природных пожаров в пяти районах республики: Пряжинском, Суоярвском, Беломорском, Муезерском и Сегежском, где общая площадь пожаров составила более 365 тыс. м². В тушении пожаров участвовало 110 работников пожарных поездов, проложено более 4800 метров рукавных линий, израсходовано более 5,4 тыс. тонн воды. Смена боевых расчетов, которые прибывали со значительных расстояний (более 400 км), проводилась непосредственно на месте работ.

За профессионализм и оперативность, проявленные при оказании помощи в ходе ликвидации пожаров на территории Карелии, главой республики были награждены благодарственными письмами 16 работников ведомственной пожарной охраны ФГП ВО ЖДТ России.

В августе 2021 года в связи с осложнением обстановки с природными пожарами на территории Республики Мордовия и Нижегородской области был объявлен режим ЧС. По решению ГУ МЧС России по Нижегородской области в рамках РСЧС на оказание помощи территориальным подразделениям пожарной охраны в Мордовском заповеднике и для защиты железнодорожного пути в направлении города Сарова были направлены пожарные поезда станций Красный Узел, Арзамас-2 и Нижний Новгород — Сортировочный филиала ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге.

Боевым расчетом пожарного поезда станции Арзамас-2 при движении по горящему железнодорожному перегону в поселок Стеклянный в непосредственной близости от железнодорожного пути был обнаружен трактор, в кабине которого практически в бессознательном состоянии находился водитель. Боевой расчет пожарного поезда доставил пострадавшего в вагон-насосную станцию, где ему была оказана первая медицинская помощь, после чего тракториста передали в оперативный штаб ГУ МЧС России по Нижегородской области.

Это лишь некоторые из многих эпизодов, когда боевые расчеты пожарных поездов ФГП ВО ЖДТ России с честью выполняют поставленные перед ними задачи. Благодаря совместной работе пожарных подразделений МЧС России и ФГП ВО ЖДТ России не допускается распространение огня на объекты инфраструктуры ОАО «РЖД», минимизируются сбои в графике движения поездов. В июне 2021 года в торжественной обстановке прошло вручение наград Минобороны России работникам филиала предприятия на Московской железной дороге, принимавшим активное участие в организации движения и подаче пожарных поездов к месту тушения очагов пожара в воинской части Рязанской области, а также эвакуации населения близлежащих населенных пунктов в октябре 2020 года. Мероприятие прошло возле недавно открытого памятника пожарному, держащему на руках спасенного ребенка, — скульптурной композиции, посвященной отваге и мужеству тех, кто приходит на помощь и порой ценой собственной жизни спасает других людей.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться