Восточный вектор
Как строится магистраль М–12 Москва – Нижний Новгород – Казань
На фоне внешнеполитической ситуации возрастает значимость инфраструктурных проектов, которые позволяют реализовать внутренний потенциал экономики регионов страны. Один из них таких проектов – строительство скоростной автомобильной дороги М–12 Москва – Нижний Новгород – Казань, который осуществляется по поручению Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Заказчиком реализации проекта выступает Государственная компания «Автодор» – лидер российского рынка инфраструктурных проектов в дорожной сфере.
Почти на два года раньше запланированных сроков – в сентябре 2022–го – было открыто движение на первом участке трассы М–12 Москва – Казань. Речь идет о первом пусковом комплексе нулевого этапа протяженностью 22,5 км в Московской области. В торжественной церемонии запуска его в эксплуатацию принял участие Президент Российской Федерации Владимир Путин.
«Проведенная работа – еще один важный шаг в развитии надежного трансконтинентального автомобильного маршрута, соединяющего запад и восток нашей страны, – отметил в своем приветственном обращении на церемонии открытия глава государства. –Подобные скоростные, хорошо оборудованные автотрассы имеют огромное стратегическое значение. Они содействуют привлечению инвестиций и наращиванию экспорта, помогают лучше раскрыть потенциал прилегающих к ним территорий, положительно отражаются на всей национальной экономике, на качестве жизни людей. У нас впереди очень большая работа, и средства на нее уже зарезервированы государством. Я очень рассчитываю на то, что все наши планы будут реализованы».
Уже через месяц – в октябре 2022 года – был открыт 26–километровый участок второго этапа во Владимирской области – платный дублер южного обхода Владимира. Полностью запустить второй этап протяженностью 37 км планируется на два года раньше срока – до конца текущего года. Кроме того, в планах дорожников – до конца декабря построить 48 из 80 км первого этапа, который пройдет по Московской и Владимирской областям. Таким образом, в 2022 году у М–12 появятся вполне конкретные очертания: первые 107 км будут полностью готовы.
Реализация подобных масштабных проектов была бы невозможна без системного государственного подхода, поддержки Правительства РФ, содействия руководства регионов, по территории которых проходит будущая трасса, а также без профессиональной и слаженной работы дорожных подрядных организаций.
Значимость магистрали М–12 определяется тем, что она является частью трансконтинентального автомобильного маршрута, соединяющего запад и восток нашей страны, задача которого – повышение транспортной доступности регионов, а также прямой выход на восточные рынки. Протяженность трассы составляет 811 км. Маршрут пролегает по территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашской Республики и Татарстана. Это будет дорога категории IБ с 4–6 полосами движения, раздели– тельной полосой и разрешенной скоростью до 110 км в час на всем протяжении. Всего строительство разбито на девять этапов, включая нулевой, каждый из которых является отдельным проектом.
Как идет строительство
На всех этапах дорожно–строительные работы идут круглосуточно. Так, продолжается строительство второго пускового комплекса нулевого этапа М–12 – от Московского скоростного диаметра (МДС) до Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) протяженностью 42,5 км. Движение по нему будет открыто в 2023 году.
На третьем этапе протяженностью 109 км во Владимирскобласти продолжается устройство дорожной одежды на основном ходу трассы. Здесь появятся 21 путепровод, один экодук и 10 мостов. На них уже закончено устройство свайных оснований, возводятся опоры, ведется монтаж пролетных строений.
Четвертый этап протяженностью 123 км пройдет по территории Владимирской и Нижегородской областей. В строительном сезоне текущего года здесь уложены порядка 205 тыс. тонн асфальтобетонных смесей. В конце сентября 2022 года открыто рабочее движение на трех проездах по путепроводам. Важнейшим объектом на этом этапе станет возведение моста через реку Ока врайоне города Муром – это единственный вантовый мост на всей М–12. Общая длина сооружения – 1377 м, длина вантового центрального пролета – 254 м.
Больше половины земляного полотна обустроено на пятом и шестом этапах протяженностью 107 км, которые пройдут по территории Нижегородской области и Чувашской Республики. Продолжается возведение одного из трех внеклассных мостов на трассе М–12 – через реку Сура протяженностью 930,5 м. Он будет стоять на 11 опорах, на которые к марту 2023 года будут установлены 10 пролетов.
Еще одно примечательное сооружение строится на седьмом этапе, который проходит по территории Чувашской Республики и Республики Татарстан – это шестипролетный мост через р. Свияга. Его длина составляет 517 м, ширина – порядка 20 м, он свяжет Кайбицкий и Апастовский районы с Верхнеуслонским районом Татарстана.
Пожалуй, самый технически сложный этап – восьмой. Его протяженность – 71 км, он пройдет по территории Республики Татарстан. На нем уже готовы шесть искусственных сооружений, на остальных идет активная работа, в том числе и на внеклассном мостовом переходе через реку Волга. Его длина – 3342 м, это самое протяженное сооружение какв Татарстане, так и на всей М–12. Высота проезжей части над судовым ходом составит порядка 50 м. Для ускорения строительства мостовики и дорожники применяют передовые технологии, например, технологию погружения свай в оболочки.
В целом мощности подрядных организаций позволяют сохранять высокие темпы строительства, что позволит завершить работы раньше проектных сроков. Так, основной ход магистрали М–12 планируется открыть к концу 2023 года. Работа на развязках, съездах, объектах придорожной инфраструктуры должна закончиться до конца 2024 года.
Продолжение маршрута
В апреле 2021 года Президент России Владимир Путин объявил о продлении скоростной магистрали М–12 до Екатеринбурга. Она охватывает восемь регионов – от Москвы (параллельно существующей трассе М–7) до Владимирской области, уходя южнее до Нижегородской, пересекая Чувашию, Татарстан и Башкирию, заходя на территорию Пермского края и заканчиваясь в Екатеринбурге. Проект включает в себя как новые участки, так и реконструируемые. Новый участок пройдет от Дюртюлей в Башкортостане до Ачита в Свердловской области и в обход Набережных Челнов в Татарстане – его строительство находится в ведении Госкомпании «Автодор». В 2021 году были утверждены планировка территории и окончательная трассировка: общая протяженность маршрута составит 275 км. Проектом предусматривается, что на всем протяжении дорога с четырьмя полосами движения будет соответствовать категории IБ с разрешенной скоростью 90 км в час. Ее построят в три этапа: по территории Республики Башкортостан пройдет первый этап (140 км), Пермского края – второй этап (92 км), Свердловской области – третий этап (43 км). Строители уже приступили к подготовке территории – прокладывают подъездные дороги, подходы к мостам.
В настоящее время прорабатывается возможность маршрута далее на восток – до Новосибирска, с возможным выходом на Монголию и Китай.
«Свободный поток»
Поскольку М–12 строится с нуля, то проект подразумевает самые передовые решения в части не только технологий строительства, но также интеллектуальных транспортных систем и сервиса. В частности, как и на ЦКАД, здесь предусмотрена безбарьерная система взимания платы на дорогах «Свободный поток». Как следует из названия, ее отличие в том, что для оплаты проезда не надо останавливаться перед шлагбаумом на пункте оплаты. Автомобили проезжают без снижения скорости под дорожными рамками, на которых размещено специальное оборудование. Камеры–датчики, установленные на рамке, считывают госномер автомобиля, а также его категорию, и фиксируют транзакцию по госномеру транспортного средства при отсутствии транспондера. Оплата за проезд списывается с лицевого счета транспондера автоматически бесконтактным способом. Как и на всей сети платных дорог Госкомпании «Автодор», автомобилисты смогут оплатить проезд с помощью транспондеров всех эмитентов платных дорог. Если по какой–то причине участник движения проехал зайцем, то есть способ оплатить поездку постфактум: на оплату без штрафа дается 5 дней.
Если этого не сделать, Ространснадзор оформит постановление об административном правонарушении – штраф в 1,5 тыс. руб. для легкового и 5 тыс. руб. для грузового транспортного средства. Штраф можно аннулировать в течение 20 дней, оплатив проезд. Если упустить время, то автомобилисту придется оплатить и проезд, и штраф.
Проверить наличие задолженности и оплатить фактически совершенный проезд без использования транспондера можно различными способами: на официальном сайте «Автодор – Платные Дороги», в банкоматах «Элекснет», в мобильном приложении «Автодор», в центрах поддержки и обслуживания, через USSD–запрос *2323#, в личном кабинете мобильного приложения «Автодор» и на сайте сервиса «СберБанк Онлайн», в личном кабинете на портале «Госуслуги» после вынесения постановления о правонарушении.
Всего на М–12 будут установлены 19 рамок взимания платы и еще столько же резервных. Запуск системы «Свободный поток» будет проходить одновременно с открытием каждого участка М–12. По предварительным данным, проезд по всей трассе от Москвы до Казани без скидки по транспондеру обойдется порядка 3 тыс. руб. Однако в рамках программ лояльности для постоянных пользователей доступна скидка до 15%.
Комфорт и безопасность движения
Работа службы аварийных комиссаров – отличительная черта скоростных дорог Госкомпании «Автодор». Их задача – помощь на дороге водителям, попавшим в нештатную ситуацию, в том числе в ДТП. Вызвать аваркома можно по короткому номеру *2323#, через мобильное приложение или с помощью устройств экстренной связи с надписью SOS, которые расположены вдоль трасс. Среднее время реагирования аваркома составляет 10–15 минут. Кроме того, они регулярно совершают объезд вверенных им участков для контроля обстановки на трассе, поэтому помощь автомобилисту оказывается даже без вызова. Всего на сети дорог Госкомпании несут службу 93 экипажа аварийных комиссаров.
Еще один обязательный элемент современной скоростной трассы – это наличие многофункциональных зон сервиса (МФЗ), где предоставляется полный комплекс услуг участникам движения. На М–12 такие МФЗ будут расположены через каждые 30–65 км. Они будут работать по принципу «Сначала отдохни, потом заправься» – это означает, что, въехав на территорию такой зоны, водители будут двигаться по заранее продуманному маршруту: стоянка и зоны для отдыха с кафе, магазином и площадками, а лишь затем – выезд к заправочным станциям и на автодорогу. Это позволит избежать очереди на АЗС и даст водителю возможность отдохнуть и размяться.
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.