Стратегическая миссия
«Росморпорт» – гарант стабильного развития морских портов страны
ФГУП «Росморпорт» – стратегически значимое, системообразующее предприятие портовой отрасли России, созданное в соответствии с постановлением Правительства РФ в 2003 году для стабильного разви- тия морских портов страны и эффективной эксплуатации объектов федеральной собственности. За два десятилетия – а это сравнительно небольшой для водного транспорта отрезок времени – ФГУП «Росморпорт» заняло лидирующую позицию в морской отрасли России, реализовав целый ряд стратегически значимых проектов развития портовой инфраструктуры и сформировав крупнейшую в стране служебно–вспомогательную флотилию. Общее количество судов в ведении предприятия на сегодняшний день – 270 единиц. «Росморпорт» имеет 11 филиалов, на постоянной основе обеспечивает условия для безопасного судоходства в акваториях 59 из 63 морских портов страны и на подходах к ним. Штат предприятия насчитывает около 9 тыс. человек.
Одна из ключевых задач предприятия – обеспечение безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним путем формирования инновационной портовой инфраструктуры. В рамках реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (федеральный проект «Развитие морских портов») ФГУП «Росморпорт» в период 2018–2024 годов выступило заказчиком по 16 проектам строительства и реконструкции объектов портовой инфраструктуры. К концу 2024 года свыше 24,3 млрд руб. собственных средств предприятия будет вложено в портовую инфраструктуру. Прирост производственной мощности морских портов составит более чем 103 млн тонн. Являясь владельцем крупнейшего дноуглубительного флота в стране (на сегодняшний день – 42 судна), предприятие обеспечивает проведение дноуглубительных работ для достижения навигационных параметров акваторий морских портов. В 2023 году осуществлены самые масштабные за последние десятилетия дноуглубительные работы на Волго–Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК). По поручению Президента России Владимира Путина предприятием достигнута проходная осадка на канале в 4,5 м. Для этого потребовалось увеличить ежегодный объем работ на канале практически в 3 раза и извлечь более 10 млн м3 грунта. К работам было привлечено беспрецедентное количество судов – 18 земснарядов и до 40 единиц вспомогательного и обеспечивающего флота.
Особое внимание предприятие старается уделять развитию дно- углубительного и экологического флота – в 2023 году спущены на воду земснаряд «Николай Русанов», предназначенный для работы на ВКМСК, сборщики льяльных вод «Копорье» и «Коппи». В настоящий момент эти суда находятся на завершающей стадии строительства и пополнят флот уже в 2024 году. Особая гордость – крупнейшая в стране ледокольная флотилия ФГУП «Росморпорт», ежегодно осуществляющая тысячи операций во льдах, во главе с флагманом флота предприятия – самым мощным в мире неатомным ледоколом «Виктор Черномырдин». Ледокольный флот ФГУП «Росморпорт» постоянно пополняется новейшими судами. С 2023 года на АО «Онежский судостроительно–судоремонтный завод» строятся два новых мелкосидящих ледокола – самых мощных в России с малой осадкой. Головное судно проекта заложено в мае 2023 года, закладка второго ледокола состоялась в ноябре 2023 года при участии Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина. «Росморпорт» – единственное предприятие в стране, реализовавшее проект строительства двух инновационных автомобильно–железнодорожных экопаромов, способных работать как на СПГ, так и на дизтопливе с низким содержанием серы для обеспечения транспортной доступности Калининградской области. В условиях спровоцированной санкционной политикой европейских государств напряженной обстановки с морской транспортировкой грузов в Калининградскую область предприятие обеспечивает успешное функционирование паромной линии «Морской порт Усть–Луга – морской порт Калининград» и организует бесперебойную перевозку грузов, непосредственно выступая оператором паромов. По итогам 2023 года перевезено более 2 млн тонн грузов.
Паромы предприятия в 2023 году также стали первыми в стране морскими судами, получившими удо- стоверения морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС) и приступившими к коммерческой работе в автономном режиме. Для обеспечения дистанционного режима управления судами в Санкт–Петербурге создан Центр дистанционного управления, который обеспечивает возмож- ность мониторинга окружающей навигационной обстановки, контроля основных параметров движения паромов, а также дистанционного управления судами, находящимися в открытом море. Особое внимание предприятие уделяет вопросам импортозамещения и внедрения программноаппаратных средств отечественного производства в ходе развития инфраструктуры береговых радиостанций Глобальной морской свя- зи при бедствии (ГМССБ) и Системы управления движением судов (СУДС) во всех морских бассейнах. В рамках работы Индустриального центра компетенций «Морской и речной транспорт» (ИЦК), возглавляемого ФГУП «Росморпорт», в 2023 году впервые в России выполнены работы по импортозамещению программного обеспечения СУДС в морском порту Сочи. Также в рамках ИЦК ведется разработка системы, которая позволит повысить эффективность организации работы лоцманских служб предприятия. Внедрение системы в пилотных портах (Санкт–Петербург, Астрахань, Оля) запланировано на 2024 год. В 2023 году предприятие также перевело оборудование СУДС Архангельск на отечественное программное обеспечение и завершило техническое перевооружение оборудования береговой станции Калининград морского района А2 ГМССБ. Это первая береговая станция ГМССБ, переведенная на российский софт. Ведутся работы по переоборудованию остальных критических информационных систем, использующихся для обеспечения безопасности мореплавания. В планах ФГУП «Росморпорт» – дальнейшее развитие группировки портового флота: в приоритете – суда дноуглубительного флота и ледоколы. Еще одно важное направление работы – поддержание про- ектных глубин в акваториях морских портов и на подходах к ним, а также исполнение взятых на себя обязательств перед партнерами – частными инвесторами – по проведению капитальных дноуглубительных работ при реализации проектов развития портовой инфраструктуры в рамках государственно–частного партнерства.
- Просмотров: 287