Научные идеи и профессиональные кадры дают импульс к развитию дорожной отрасли
Подготовка специалистов на дорожно-строительном факультете МАДИ ведется в рамках уровней бакалавриата и магистратуры. По программам бакалавриата студенты могут осваивать будущую профессию по профилям «Автомобильные дороги», «Автодорожные мосты и тоннели», «Аэродромы».
Будущие магистры, выбравшие направление подготовки «Строительство», обучаются в рамках магистерских программ «Проектирование автомобильных дорог и городских улиц», «Строительство автомагистралей и управление проектами», «Материалы и изделия для транспортного строительства», «Искусственные сооружения на транспорте, способы их возведения и эксплуатации», «Строительная механика».
Кроме того, на факультете действует направление подготовки специалистов «Строительство уникальных зданий и сооружений», где студенты проходят подготовку в рамках специализации «Строительство автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений».
Ученые дорожно-строительного факультета активно развивают послевузовское образование. На факультете действует программа подготовки кадров в аспирантуре «Техника и технологии строительства», в рамках которой молодые ученые, ступившие на путь научных исследований, могут выбрать профили подготовки «Строительные материалы и изделия», «Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей».
Сегодня подготовку квалифицированных специалистов и научные изыскания обеспечивают 9 кафедр факультета, полностью охватывающих все области транспортного строительства.
Основным научным направлением кафедры «Аэропорты, инженерная геология и геотехника», которую возглавляет кандидат технических наук, доцент Андрей Фомин, является разработка методик оценки несущей способности и прогнозирования остаточного ресурса аэродромных покрытий, а также формирование методики проектирования вертикальной планировки летных полос аэродромов. Специалисты кафедры участвовали в инженерно-геологическом обеспечении знаковых сооружений , среди которых монумент на Мамаевом кургане, Ленинградская АЭС, Нурекская ГЭС, Нижнекамская ГЭС, Волжские ГЭС, защитная дамба в Финском заливе на Кольцевой автодороге Санкт-Петербурга, Асуанская плотина и многие другие.
Кафедра «Геодезия и геоинформатика» известна своими уникальными геодезическими практиками студентов, в ходе которых первокурсники в течение трех недель проводят полевые работы по геометрическому нивелированию проектируемой трассы и составляют план топографической съемки местности. Кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор Владимир Бойков. Исследовательские интересы специалистов кафедры сосредоточены на таких направлениях, как применение геоинформационных систем в дорожном хозяйстве, глобальных навигационных спутниковых систем при изысканиях автодорог, мостов и аэродромов, возможность применения беспилотных летательных аппаратов при изысканиях и диагностике автодорог и других.
Кафедра «Гидравлика», возглавляемая доктором технических наук, профессором Татьяной Суэтиной, большое внимание уделяет качеству образовательного процесса. Преподаватели кафедры активно работают со студентами, организуют гидрометрическую практику первокурсников и руководят молодежными научными исследованиями. Основными научными направлениями кафедры «Гидравлика» являются гидравлические исследования дорожных водопропускных сооружений, очистка поверхностных вод с дорожных покрытий, экологические аспекты гидравлики дорожного водоотвода, исследование формирования стока ливневых вод и другие.
Подготовка студентов в реальных условиях на полигоне МАДИ
Коллектив кафедры «Дорожно-строительные материалы» под руководством доктора технических наук, профессора Юрия Васильева ведет исследования теоретических основ структурообразования асфальтобетона, изучает особенности применения современных нетрадиционных минеральных и органических вяжущих веществ, а также проблемы долговечности материалов для транспортного строительства. Лаборатория кафедры оснащена современным испытательным оборудованием, позволяющим оценивать механические, усталостные, деформационные свойства дорожно-строительных материалов. Морозильные и климатические камеры, установленные в лабораториях кафедры, способны моделировать различные погодно-климатические эксплуатационные условия.
Кафедра «Изыскания и проектирование дорог», возглавляемая доктором технических наук, профессором Павлом Поспеловым, проводит исследования эффективного применения геоинформационных систем в дорожном хозяйстве по двум научным направлениям. Первое связано с необходимостью разработки и передачи проектной документации эксплуатационным организациям для ее последующего использования. Второе научное направление включает разработку геоинформационных систем для существующих дорог. Сотрудниками кафедры совместно с НПП «Геокосмос» разработан ГИС-проект сети автодорог Московской области общей протяженностью около 10 тыс. км. По заданию ФУАД «Центральная Россия» разработаны ГИС-проекты для 2 тыс. км федеральных трасс.
Одним из важных направлений научно-исследовательской работы кафедры является разработка методов и приборов, применяемых при изысканиях и оценке транспортно-эксплуатационных качеств дорог.
Большое внимание уделяется исследованиям практического применения приборов спутниковой навигационной системы GPS при изысканиях дорог.
Специалистами кафедры разработаны и оснащены две комплексные ходовые лаборатории, позволяющие фиксировать все транспортно-эксплуатационные параметры дороги: геометрию, ровность, прочность, колейность, коэффициент сцепления.
Кафедра «Мосты, тоннели и строительные конструкции», возглавляемая профессором Владимиром Агеевым, широко известна своими уникальными разработками не только в России, но и далеко за ее пределами. Достаточно упомянуть, что лабораторией исследования мостов испытаны более 700 мостовых сооружений на территории Москвы, Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. Среди них — уникальные мостовые сооружения: Бородинский, Строгинский, Нагатинский мосты, а также Рижская и Русаковская эстакады в Москве, мостовые сооружения в городах России, мосты через Волгу, Десну и Амударью, эстакада к новой взлетно— посадочной полосе в аэропорту Шереметьево и многие другие.
Среди основных научных направлений кафедры — совершенствование конструктивно-технологических решений и методов расчета мостовых и тоннельных сооружений, оценка технического состояния и надежности эксплуатируемых дорожно-транспортных объектов, разработка методики расчета вантовых и висячих мостов на сейсмические воздействия, совершенствование методики расчета и моделирования дисперсно-армированных бетонных конструкций и другие.
Кафедра «Строительная механика», возглавляемая доктором технических наук, профессором Ириной Демьянушко, ведет исследования по ряду крупных научных направлений, в числе которых разработка методов испытаний, проектирование и внедрение элементов дорожного обустройства; реконструкция ДТП с оценкой скоростных параметров, геометрии дорожного полотна, а также анализа возможных причин их возникновения; расчетно-проектировочный анализ конструкций дорожных покрытий (жестких и нежестких); моделирование и расчет акустических экранов и другие. На кафедре действует Центр компетенции по инженерным расчетам совместно с MSC Software Corporation.
Кафедру «Строительство и эксплуатация дорог» возглавляет доктор технических наук, профессор Виктор Ушаков. Специалисты кафедры известны своими научными работами, направленными на совершенствование оборудования для измерения продольной и поперечной ровности проезжей части автодорог. Кафедрой создана уникальная передвижная лаборатория и программный комплекс, позволяющие на основе панорамной видеосъемки камерами высокого разрешения и системы регистрации микропрофиля проезжей части получать совмещенное изображение поверхности проезжей части и графическое представление микропрофиля дорожного покрытия.
В настоящее время сотрудники кафедры ведут исследования по следующим научным направлениям: совершенствование методов расчета и конструирования дорожных одежд; создание инновационных технологий строительства, реконструкции, ремонта и содержания автодорог; диагностика, техническая инвентаризация и паспортизация дорог; обеспечение экологической безопасности при строительстве и эксплуатации автодорог и городских улиц.
Основными направлениями научных разработок кафедры «Химия», возглавляемой кандидатом химических наук, доцентом Сергеем Марковым, являются фундаментальные исследования механизмов и закономерностей формирования новых наноструктурированных систем и наноразмерных реагентов с различными составом, структурой, морфологией и функциональными свойствами для создания эффективных и недорогих катализаторов биомедицинского назначения.
Серьезный научный задел, созданный коллективами кафедр дорожно-строительного факультета, высокие требования к качеству образовательного процесса, глубокая включенность в решение важнейших задач развития российской экономики и дорожного строительства обеспечивают специалистам факультета лидерство в области транспортного строительства не только в России, но и за рубежом. Традиционно научные достижения ученых неоднократно высоко оценивались на профильных выставках, семинарах и научных конференциях.
На центральном фото — врио ректора Андрей Келлер, выпускник МАДИ, президент Абхазии Аслан Бжания и профессор Юрий Васильев в лаборатории кафедры «Дорожно-строительные материалы» (справа налево)
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.