Кафедра изысканий и проектирования дорог МАДИ
Наверное, нет в истории современной России научного подразделения со столь богатой историей, которое внесло бы больший вклад в становление и развитие дорожной науки, в подготовку кадров высшей квалификации и обеспечение дорожной отрасли квалифицированными проектировщиками, чем кафедра изысканий и проектирования дорог МАДИ.
Достаточно сказать, что за 90 лет работы на кафедре защищено 226 диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов и докторов технических наук. Научные школы кафедры решали важнейшие задачи обеспечения надежности конструкций автодорог, их бесперебойной работы во время Великой Отечественной войны, повышения пропускной способности и безопасности дорожного движения.
ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ
Кафедра изысканий и проектирования дорог была создана в 30-е годы прошлого века. Тогда, в последнее предвоенное десятилетие, специалистами кафедры были начаты обширные исследования по уточнению технических условий на проектирование дорог. Основным научным результатом этих изысканий стало определение коэффициентов продольного и поперечного сцепления шины с покрытием для нормирования их расчетной величины.
В 1947 году заведующим кафедрой был назначен В.Ф. Бабков — выдающийся ученый-дорожник, подготовивший 70 кандидатов и 5 докторов наук, признанный основатель научной школы проектирования и реконструкции автодорог и аэродромов, механики грунтов и дорожных одежд. Под его руководством кафедра успешно работала до 1992 года.
Много лет посвятил работе на кафедре О.В. Андреев — создатель теории и методов прогноза деформаций подмостовых русел, основанных на решении в конечно-разностной форме системы дифференциальных уравнений речной гидравлики. Продолжил развитие методов проектирования отверстий мостовых переходов профессор Г.А. Федотов.
Крупным вкладом в обеспечение безопасности движения явились подготовленные в 1967 году на основе проведенных кафедрой исследований и материалов обследований дорог Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах.
В этом документе были представлены методика установления опасных мест на дорогах, инструменты оценки степени их опасности, а также обоснован комплекс мероприятий по предотвращению на стадии проектирования возникновения таких мест.
Высокая загрузка дорог автомобильным транспортом, в результате которой интенсивность движения на ряде участков существенно превышает нормальную, вызывает изменение структуры транспортных потоков. Самостоятельное научное направление, которое занялось моделированием движения транспортных потоков с широким использованием экспериментальных параметров, возникло под руководством В.В. Сильянова.
В эти же годы получила развитие экологическая тематика научных исследований кафедры. Научная работа по исследованию транспортного шума профессора П.И. Поспелова, который возглавил кафедру в 1994 году, стала началом выполнения целой серии исследований по акустической оценке мероприятий, направленных на снижение шума в жилых застройках, возникающего при движении по автодорогам транспортных потоков.
Измерения транспортного шума на МКАД, 90–е годы
В середине 90-х годов на кафедре совместно с институтом «МАДИ-ПРОЕКТ» был разработан раздел ТЭО реконструкции Московской кольцевой автомобильной дороги в части обеспечения защиты прилегающей жилой застройки от шума и впервые в стране начата комплексная разработка проекта строительства шумозащитных сооружений.
В 1997 году кафедра начала проводить работы по эффективному применению в дорожном хозяйстве геоинформационных систем, обеспечивающих повышение точности, объективности и достоверности информационной модели дорог. Была создана лаборатория информационных технологий, которая совместно с НПП «Геокосмос» разработала геоинформационную систему автомобильных дорог Московской области протяженностью 12 тыс. км.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ
В рамках программы «Совершенствование нормативно-технической базы дорожного хозяйства» преподаватели кафедры в 2001–2003 годах принимали участие в создании новых строительных норм и правил взамен СНиП 2.05.03–85, а также государственного стандарта «Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты», «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к геометрическим элементам», «Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация».
В 2001 году специалисты кафедры разработали Технические условия на проектирование кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга. Затем последовала разработка специальных технических условий на проектирование Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. Эти условия определили высокий уровень технического исполнения проекта, а также позволили уменьшить сметную стоимость за счет сокращения ширины отдельных полос проезжей части.
В 2003 году по заданию Росавтодора кафедра разработала раздел «Развитие дорожной науки и совершенствование нормативно-технической базы» Национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года.
Активно включившись в программу обеспечения нормативной базы отрасли, сотрудники кафедры начиная с 2010 года проводили исследования, направленные на обеспечение отрасли нормативной базой. По заданию Росавтодора были подготовлены проекты следующих документов: ГОСТ Р «Дороги автомобильные. Элементная база геометрического проектирования. Технические требования», ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-гидрологических изысканий»; отраслевые документы; Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам — ОДМ 218.2.013-2011, Методические указания по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, Методические рекомендации по планировке объектов дорожного сервиса и организации движения в зоне их размещения. В 2014 году в соответствии с госпрограммой «Градостроительная политика» ученые кафедры проводили исследования для разработки Методических указаний по совершенствованию обеспечения безопасности и выполнения функционального назначения городских улиц и дорог для улучшения условий движения в г. Москве. Эти изыскания стали основой участия специалистов кафедры в разработке двух сводов правил — СП 42.133302016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования». Эти документы впервые подробно определили нормативы геометрического проектирования городских улиц и дорог, наметив векторы развития политики градостроительного проектирования.
Дорожная лаборатория кафедры оценивает эксплуатационные характеристики дорог
Сотрудниками дорожно-исследовательской лаборатории кафедры под руководством Ю.В. Кузнецова был изготовлен прибор «ЗИМА», предназначенный для контроля зимней скользкости дорог. В связи с этим следует подчеркнуть, что кафедра имеет в своем оперативном управлении три современные ходовые лаборатории, позволяющие фиксировать все транспортно-эксплуатационные параметры дороги: геометрию, ровность, прочность, колейность, коэффициент сцепления, видеофиксацию дорог. Оборудование и технические возможности лабораторий широко применялись для контроля качества строительных работ при строительстве магистрали М-11 Москва — Санкт-Петербург.
ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ
В настоящее время в число основных направлений исследований кафедры входят:
• переработка стандартов, определяющих геометрию автомобильных дорог, и свода правил «Автомобильные дороги»;
• исследование режимов движения на улицах и дорогах для разработки нормативов по определению пропускной способности элементов улично-дорожной сети, минимизация транспортных потерь в системе городского движения;
• дорожно-транспортная планировка городов и населенных пунктов;
Научно-исследовательская и учебно-методическая работа кафедры во многом неразрывно связана с идеями, наследием и принципами управления, заложенными доктором технических наук, профессором, заслуженным деятелем науки и техники России В.Ф. Бабковым. Благодаря его деятельности, а также десяткам других ученых и исследователей были заложены основы работы кафедры изысканий и проектирования дорог МАДИ как структуры, нацеленной на активный поиск, накопление новых знаний и уникального опыта, которые призваны в конечном итоге внести свой вклад в работу дорожного комплекса России.
На центральном фото — передвижная дорожная лаборатория оценки состояния дорог, созданная в МАДИ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.