Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Потенциал роста

 |  МАДИ — 90!

У каждого моста — своя высота

Изыскания по диагностике технического состояния сотен уникальных транспортных объектов проведены сотрудниками этой кафедры МАДИ. Кафедра мостов была создана в МАДИ в 1932 году, ее первым заведующим стал заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор Евгений Евгеньевич Гибшман.

В разные годы на кафедре работали профессоры Н.Я. Калмыков, Н.И. Поливанов, В.С. Кириллов, Е.Л. Хлебников, А.А. Герцог, Н.М. Колоколов и Б.Е. Улицкий.

В 1934 году при кафедре была создана мостоиспытательная станция, впоследствии преобразованная в лабораторию исследования мостов. Лаборатория взяла на себя большую работу по испытанию и обследованию транспортных сооружений.

За годы работы лабораторией были проведены изыскания по диагностике технического состояния более 700 мостов на территории России и стран бывшего СССР. Среди них — такие уникальные мостовые сооружения, как Бородинский, Строгинский и Нагатинский мосты через Москву-реку, Рижская и Русаковская эстакады в Москве, мостовые сооружения в Череповце, Нижнем Новгороде, Уральске, внеклассные мосты через Волгу в Костроме и Саратове, через Десну в Брянске, мост через Амударью. Специалисты лаборатории проводили испытания моста Багратион в Москва-Сити, столичного моста Живописный, мостов третьего транспортного кольца Москвы, эстакады к новой взлетно-посадочной полосе в международном аэропорту Шереметьево, Замоскворецкого моста и многих других знаковых объектов.

Помимо мостов, были испытаны конструкции Кремлевского Дворца съездов, павильона «Космос» на ВДНХ, здания Совета Министров СССР в Кремле, трибуны стадиона в Лужниках, Дворца спорта «Олимпийский», велотрека в Крылатском и другие.

Во время Великой Отечественной войны сотрудники кафедры активно участвовали в оборонной работе. В период бурного индустриального строительства мостов — в 50-х и 60-х годах XX столетия — своим непосредственным участием сотрудники кафедры способствовали появлению таких жемчужин московской архитектуры, как сталежелезобетонный Новоарбатский мост, Автозаводский мост и метромост в Лужниках из сборного преднапряженного железобетона.

В 2015 году кафедра мостов и транспортных тоннелей была объединена с кафедрой «Строительное производство и конструкции», ведущей свою историю с 1944 года. Основателем кафедры «Строительное производство и конструкции» был прекрасный педагог, профессор Иван Гаврилович Иванов-Дятлов. В 50-х годах прошлого века под его руководством были начаты исследования несущих керамзитожелезобетонных конструкций и их применения в мостостроении, дорожных и аэродромных покрытиях.

Исследования кафедры широко признаны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. К примеру, на одном из конгрессов международной федерации по преднапряженному железобетону (ФИП) работы кафедры «Строительное производство и конструкции» в области применения легких бетонов были особо отмечены как одни из ведущих в России.

Шло время… Рост сети автомобильных дорог и уровень их развития потребовали создания развитой инфраструктуры сооружений, обслуживающих автотранспортные пути: многотопливных АЗС, паркингов, гаражных комплексов, автоцентров, станций технического обслуживания, автомоек, мотелей. На первый план вышло обустройство автодорог федерального и регионального значения многофункциональными зонами дорожного сервиса, обеспечивающими полный пакет услуг для пользователей, включая полноценный отдых, обслуживание и ремонт автомобилей. Важно было при этом в полной мере учесть потребности маломобильных групп населения, людей с ограниченными физическими возможностями.

Как следствие, потребовался поиск принципиально новых подходов к подготовке специалистов в области транспортного строительства, способных проектировать и строить мосты и многофункциональные зоны в едином комплексе с автодорогой. Это веление времени стало ключевым направлением в работе строительных кафедр МАДИ.

Потенциал роста 1

Ученые МАДИ испытывают эстакаду взлетно-посадочной полосы в аэропорту Шереметьево

Сегодня на кафедре «Мосты, тоннели и строительные конструкции» трудятся 39 сотрудников, в том числе — опытные профессора и доценты, а также молодые специалисты, недавние выпускники университета. В учебном процессе коллектив активно задействует представителей работодателей — думающих практиков, готовых отдать часть своего времени и сил для подготовки будущих мостостроителей.

Кафедра гордится своими трудовыми династиями. Сегодня в коллективе трудятся ученые-мостостроители и тоннельщики во втором, третьем и даже четвертом поколениях. Кафедра осуществляет подготовку специалистов в области строительства в рамках всех уровней обучения — бакалавриата, специалитета, магистратуры, а также послевузовского (аспирантуры) и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки слушателей).

Преподаватели проводят учебные занятия для будущих мостовиков, тоннельщиков и дорожников по 106 учебным дисциплинам. Ежегодно кафедра выпускает около 80 специалистов, которые успешно работают и делают карьеру в ведущих проектных, строительных, эксплуатационных и научно-исследовательских организациях. На кафедре ежегодно проходят обучение 12-17 аспирантов, в том числе из зарубежных стран. Только за последние три года 8 аспирантов защитили диссертационные исследования, выполненные под руководством ученых кафедры.

На базе ОА «ЦНИИС» создана и успешно функционирует базовая кафедра «Мосты и тоннели», где студенты знакомятся с последними научными достижениями в области мосто- и тоннелестроения. В образовательном процессе применяются новейшие информационные технологии, используются различные методики и приемы передачи знаний, способствующие развитию профессионального потенциала студентов.

В образовательный процесс и исследования кафедры активно внедряются цифровые технологии. Функционируют компьютерные классы и мультимедийные аудитории, работает программный комплекс SOFISTIK. С помощью современных цифровых технологий студентам наглядно и детально демонстрируются особенности работы строительных конструкций. Ребята имеют возможность досконально освоить расчетные программные комплексы и самостоятельно проводить виртуальное моделирование элементов конструкций различных сооружений.

Цифровые технологии дают возможность более полно учитывать в расчетах геометрическую нелинейность постадийно нагружаемой конструкции, пластические (или хрупкие) и реологические свойства материалов. Это позволяет познакомить студентов с прогрессивными принципами расчета, основанными на физически нелинейной деформационной модели материала под нагрузкой. Все это в итоге дает возможность углубить уровень научного анализа как в студенческих исследованиях, так и в конструкторских разработках преподавателей.

Широк круг научных проблем, в исследовании которых участвуют преподаватели кафедры и студенты старших курсов. Это и совершенствование конструктивно-технологических решений и методов расчета мостовых и тоннельных сооружений в различных топографических, градостроительных, инженерно-геологических и экологических условиях; и разработка автоматизированных систем проектирования мостовых сооружений с использованием современных компьютерных технологий и программных комплексов; и применение современных композиционных материалов в конструкциях дорожно-транспортных сооружений; и оценка технического состояния и надежности эксплуатируемых сооружений; и совершенствование методики расчета и моделирования дисперсно-армированных бетонных конструкций, и другие направления работы.

Выдающиеся результаты научных исследований и опытно-конструкторских разработок коллектива кафедры подтверждены многочисленными авторскими свидетельствами и патентами.

Кафедра тесно сотрудничает с ведущими работодателями, ключевыми индустриальными партнерами и профессиональными общественными организациями — Ассоциацией мостостроителей, ПАО «Мостотрест», Тоннельной ассоциацией России, Академией транспорта РФ, Российской Академией естественных наук. Осуществляется постоянное взаимодействие с проектными, строительными и эксплуатирующими организациями, научно-исследовательскими институтами, а также с коллегами из других вузов строительного профиля.

Ученые кафедры участвуют в экспертизах крупных проектов, рецензировании научных работ, диссертаций и нормативных документов, являются авторами базовых учебников, монографий и научных статей в ведущих профильных научных изданиях. Они регулярно выступают на международных и всероссийских конференциях, семинарах и симпозиумах.

За последние 5 лет вышли в свет учебники «Инженерные сооружения в транспортном строительстве» под редакцией профессора П.М. Саламахина, «Строительство автодорожных и городских тоннелей» под редакцией профессора Л.В. Маковского, «Проектирование мостовых и строительных конструкций» профессора П.М. Саламахина, «Основы архитектурно-строительного проектирования» профессора В.Д. Агеева, «Ангары» профессора В.К. Федулова, «Эксплуатационно-техническое состояние жестких аэродромных покрытий» профессора В.К. Федулова и доцента М.Д. Суладзе, «Оценка технического состояния мостовых сооружений» профессора А.И. Васильева, «Подводные тоннели из опускных секций» профессора Л.В.


просмотры:

859

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться