У каждого моста — своя высота
Изыскания по диагностике технического состояния сотен уникальных транспортных объектов проведены сотрудниками этой кафедры МАДИ. Кафедра мостов была создана в МАДИ в 1932 году, ее первым заведующим стал заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор Евгений Евгеньевич Гибшман.
В разные годы на кафедре работали профессоры Н.Я. Калмыков, Н.И. Поливанов, В.С. Кириллов, Е.Л. Хлебников, А.А. Герцог, Н.М. Колоколов и Б.Е. Улицкий.
В 1934 году при кафедре была создана мостоиспытательная станция, впоследствии преобразованная в лабораторию исследования мостов. Лаборатория взяла на себя большую работу по испытанию и обследованию транспортных сооружений.
За годы работы лабораторией были проведены изыскания по диагностике технического состояния более 700 мостов на территории России и стран бывшего СССР. Среди них — такие уникальные мостовые сооружения, как Бородинский, Строгинский и Нагатинский мосты через Москву-реку, Рижская и Русаковская эстакады в Москве, мостовые сооружения в Череповце, Нижнем Новгороде, Уральске, внеклассные мосты через Волгу в Костроме и Саратове, через Десну в Брянске, мост через Амударью. Специалисты лаборатории проводили испытания моста Багратион в Москва-Сити, столичного моста Живописный, мостов третьего транспортного кольца Москвы, эстакады к новой взлетно-посадочной полосе в международном аэропорту Шереметьево, Замоскворецкого моста и многих других знаковых объектов.
Помимо мостов, были испытаны конструкции Кремлевского Дворца съездов, павильона «Космос» на ВДНХ, здания Совета Министров СССР в Кремле, трибуны стадиона в Лужниках, Дворца спорта «Олимпийский», велотрека в Крылатском и другие.
Во время Великой Отечественной войны сотрудники кафедры активно участвовали в оборонной работе. В период бурного индустриального строительства мостов — в 50-х и 60-х годах XX столетия — своим непосредственным участием сотрудники кафедры способствовали появлению таких жемчужин московской архитектуры, как сталежелезобетонный Новоарбатский мост, Автозаводский мост и метромост в Лужниках из сборного преднапряженного железобетона.
В 2015 году кафедра мостов и транспортных тоннелей была объединена с кафедрой «Строительное производство и конструкции», ведущей свою историю с 1944 года. Основателем кафедры «Строительное производство и конструкции» был прекрасный педагог, профессор Иван Гаврилович Иванов-Дятлов. В 50-х годах прошлого века под его руководством были начаты исследования несущих керамзитожелезобетонных конструкций и их применения в мостостроении, дорожных и аэродромных покрытиях.
Исследования кафедры широко признаны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. К примеру, на одном из конгрессов международной федерации по преднапряженному железобетону (ФИП) работы кафедры «Строительное производство и конструкции» в области применения легких бетонов были особо отмечены как одни из ведущих в России.
Шло время… Рост сети автомобильных дорог и уровень их развития потребовали создания развитой инфраструктуры сооружений, обслуживающих автотранспортные пути: многотопливных АЗС, паркингов, гаражных комплексов, автоцентров, станций технического обслуживания, автомоек, мотелей. На первый план вышло обустройство автодорог федерального и регионального значения многофункциональными зонами дорожного сервиса, обеспечивающими полный пакет услуг для пользователей, включая полноценный отдых, обслуживание и ремонт автомобилей. Важно было при этом в полной мере учесть потребности маломобильных групп населения, людей с ограниченными физическими возможностями.
Как следствие, потребовался поиск принципиально новых подходов к подготовке специалистов в области транспортного строительства, способных проектировать и строить мосты и многофункциональные зоны в едином комплексе с автодорогой. Это веление времени стало ключевым направлением в работе строительных кафедр МАДИ.
Ученые МАДИ испытывают эстакаду взлетно-посадочной полосы в аэропорту Шереметьево
Сегодня на кафедре «Мосты, тоннели и строительные конструкции» трудятся 39 сотрудников, в том числе — опытные профессора и доценты, а также молодые специалисты, недавние выпускники университета. В учебном процессе коллектив активно задействует представителей работодателей — думающих практиков, готовых отдать часть своего времени и сил для подготовки будущих мостостроителей.
Кафедра гордится своими трудовыми династиями. Сегодня в коллективе трудятся ученые-мостостроители и тоннельщики во втором, третьем и даже четвертом поколениях. Кафедра осуществляет подготовку специалистов в области строительства в рамках всех уровней обучения — бакалавриата, специалитета, магистратуры, а также послевузовского (аспирантуры) и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки слушателей).
Преподаватели проводят учебные занятия для будущих мостовиков, тоннельщиков и дорожников по 106 учебным дисциплинам. Ежегодно кафедра выпускает около 80 специалистов, которые успешно работают и делают карьеру в ведущих проектных, строительных, эксплуатационных и научно-исследовательских организациях. На кафедре ежегодно проходят обучение 12-17 аспирантов, в том числе из зарубежных стран. Только за последние три года 8 аспирантов защитили диссертационные исследования, выполненные под руководством ученых кафедры.
На базе ОА «ЦНИИС» создана и успешно функционирует базовая кафедра «Мосты и тоннели», где студенты знакомятся с последними научными достижениями в области мосто- и тоннелестроения. В образовательном процессе применяются новейшие информационные технологии, используются различные методики и приемы передачи знаний, способствующие развитию профессионального потенциала студентов.
В образовательный процесс и исследования кафедры активно внедряются цифровые технологии. Функционируют компьютерные классы и мультимедийные аудитории, работает программный комплекс SOFISTIK. С помощью современных цифровых технологий студентам наглядно и детально демонстрируются особенности работы строительных конструкций. Ребята имеют возможность досконально освоить расчетные программные комплексы и самостоятельно проводить виртуальное моделирование элементов конструкций различных сооружений.
Цифровые технологии дают возможность более полно учитывать в расчетах геометрическую нелинейность постадийно нагружаемой конструкции, пластические (или хрупкие) и реологические свойства материалов. Это позволяет познакомить студентов с прогрессивными принципами расчета, основанными на физически нелинейной деформационной модели материала под нагрузкой. Все это в итоге дает возможность углубить уровень научного анализа как в студенческих исследованиях, так и в конструкторских разработках преподавателей.
Широк круг научных проблем, в исследовании которых участвуют преподаватели кафедры и студенты старших курсов. Это и совершенствование конструктивно-технологических решений и методов расчета мостовых и тоннельных сооружений в различных топографических, градостроительных, инженерно-геологических и экологических условиях; и разработка автоматизированных систем проектирования мостовых сооружений с использованием современных компьютерных технологий и программных комплексов; и применение современных композиционных материалов в конструкциях дорожно-транспортных сооружений; и оценка технического состояния и надежности эксплуатируемых сооружений; и совершенствование методики расчета и моделирования дисперсно-армированных бетонных конструкций, и другие направления работы.
Выдающиеся результаты научных исследований и опытно-конструкторских разработок коллектива кафедры подтверждены многочисленными авторскими свидетельствами и патентами.
Кафедра тесно сотрудничает с ведущими работодателями, ключевыми индустриальными партнерами и профессиональными общественными организациями — Ассоциацией мостостроителей, ПАО «Мостотрест», Тоннельной ассоциацией России, Академией транспорта РФ, Российской Академией естественных наук. Осуществляется постоянное взаимодействие с проектными, строительными и эксплуатирующими организациями, научно-исследовательскими институтами, а также с коллегами из других вузов строительного профиля.
Ученые кафедры участвуют в экспертизах крупных проектов, рецензировании научных работ, диссертаций и нормативных документов, являются авторами базовых учебников, монографий и научных статей в ведущих профильных научных изданиях. Они регулярно выступают на международных и всероссийских конференциях, семинарах и симпозиумах.
За последние 5 лет вышли в свет учебники «Инженерные сооружения в транспортном строительстве» под редакцией профессора П.М. Саламахина, «Строительство автодорожных и городских тоннелей» под редакцией профессора Л.В. Маковского, «Проектирование мостовых и строительных конструкций» профессора П.М. Саламахина, «Основы архитектурно-строительного проектирования» профессора В.Д. Агеева, «Ангары» профессора В.К. Федулова, «Эксплуатационно-техническое состояние жестких аэродромных покрытий» профессора В.К. Федулова и доцента М.Д. Суладзе, «Оценка технического состояния мостовых сооружений» профессора А.И. Васильева, «Подводные тоннели из опускных секций» профессора Л.В.
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.