обеспечивают выпускники кафедры «Организация и безопасность движения»
В 1965 году для подготовки специалистов в области автомобильных перевозок, техники автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения в МАДИ была создана кафедра «Автомобильные перевозки и безопасность движения».
Первый выпуск специалистов состоялся в 1978 году — именно тогда из стен МАДИ вышли первые в стране профессионалы в области организации и безопасности дорожного движения. Лучшие из них стали сотрудниками Государственной автоинспекции.
После реорганизации в 1985 году появилась кафедра «Организация и безопасность движения», которую возглавил профессор Георгий Клинковштейн. Сегодня выпускники кафедры ведут прорывные научные исследования и опытно-конструкторские разработки, осуществляют экспертизу дорожно-транспортных происшествий, проектируют техническое оснащение средств организации дорожного движения, занимаются развитием интеллектуальных транспортных систем (ИТС) и автономного движения.
Начиная с 2010 года специалисты кафедры «Организация и безопасность движения» — признанные лидеры в области разработки требований к техническим и технологическим решениям ИТС.
Они занимаются реализацией полного цикла внедрения ИТС-проектов: обоснованием, проектированием, внедрением, эксплуатацией и последующей модернизацией.
Гордость кафедры — современная лабораторная база и учебные материалы. С 2010 года функционирует уникальный тестовый полигонный комплекс, предназначенный для отработки технических решений и телематических технологий ИТС в максимально близких к эксплуатационным условиях. Комплекс является проектом пилотного участка ИТС дороги и расположен на учебном полигоне университета. В настоящее время он оснащается оборудованием для тестирования, имитирующим все возможные ситуации на российских дорогах.
Используя возможности комплекса, специалисты кафедры создают прототипы комплексной ИТС на ограниченном участке дороги; отрабатывают технические решения и тестируют программные продукты в сфере ИТС; прорабатывают технические требования к аппаратно-программным средствам ИТС; проводят исследовательские, тестовые, калибровочные и иные работы в рамках разработки стандартов в сфере ИТС; проводят научные исследования; там же проходит подготовка студентов, организуются курсы повышения квалификации и программы переподготовки специалистов.
В 2011 году создан центр компетенций в области ИТС. На его базе ведутся работы по адаптации локальных проектов к российским условиям, и в первую очередь к психофизиологическим особенностям участников дорожного движения. Как показывает практика, в большинстве случаев этот нюанс существенно меняет архитектуру и технико-экономическую модель любого проекта.
С 2012 года активно используется научно-исследовательский комплекс по разработке требований к техническим решениям ИТС через оценку их влияния на поведенческие особенности участников дорожного движения. Он позволяет учитывать психотипы и психологическое состояние водителей, а также особенности их взаимодействия с внешней средой и транспортными средствами.
Лаборатория психофизиологии поведения водителя
Таким образом, на кафедре сформировался уникальный полнофункциональный исследовательский центр, осуществляющий научно-методическую, тестово-полигонную и научно-исследовательскую работу. Оборудование центра позволяет разрабатывать локальные проекты ИТС. Одним из основных направлений деятельности в этой области является обоснование доменных, функциональных и физических архитектур локальных проектов ИТС, ориентированных на повышение безопасности дорожного движения, уровня доступности, спроса и потребления информационных сервисов.
Результаты работы специалистов кафедры заметны на российском и международном уровнях. Так, в 2018 году на участке федеральной трассы А–290 Новороссийск — Керчь (автодорожный подход к Крымскому мосту со стороны Краснодарского края) состоялся премьерный тестовый проезд беспилотных автомобилей, созданных в России в рамках проекта «Караван». Это первое тестирование беспилотных автомобилей в России и первое столь масштабное испытание, которое, кстати, прошло очень успешно. На одном участке дороги, каждый по собственной программе, двигались пять беспилотников. В рамках проекта «Караван» кафедра представила беспилотник, созданный на основе серийного Ford Focus II. А в 2020 году запущен автомобиль с мобильным комплексом фиксации нарушений на дорогах общего пользования — беспилотный паркон, в настоящее время успешно курсирующий по центру нашей столицы.
На центральном фото — беспилотный автомобиль, разработанный учёными и студентами МАДИ