Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Дорога «под ключ»

Скорость, безопасность, комфорт

В настоящее время в доверительном управлении Государственной компании «Автодор» находятся федеральные трассы М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева» и А-105 — подъездная дорога к аэропорту Домодедово. Автодор ведет строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области и новой скоростной трассы М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань.

На начало IV квартала общая протяженность дорог в ведении Госкомпании составила более 3,5 тыс. км, протяженность платных участков — более 1,5 тыс. км. Доля автомобильных дорог в нормативном состоянии достигает 85,5% от их общей протяженности (годом ранее — 83%).

Проекты дорожного строительства становятся одним из стимулирующих факторов выхода экономики из кризиса. Шесть проектов Госкомпании на общую сумму 256,9 млрд руб. входят в национальный перечень перспективных проектов. Всего в концессионном портфеле Автодора значатся 16 проектов. Основным форматом запуска новых инвестиционных проектов являются долгосрочные инвестсоглашения (ДИС). Это строительство обхода Ростова-на-Дону (строительный адрес — обход Аксая) на трассе М-4 «Дон», реконструкция участка автодороги М-3 «Украина», строительство дальнего западного обхода Краснодара.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ 2020 ГОДА
В платную эксплуатацию был введен 85-километровый обход села Лосево и города Павловска. В ноябре запущено движение по третьему пусковому комплексу Центральной кольцевой автомобильной дороги протяженностью более 105 км, который соединяет трассы М-11 «Нева» и М-7 «Волга».

В общей сложности по итогам 2020 года после реконструкции и строительства движение запущено более чем на 280 км скоростных дорог, отремонтировано 244 км дорог, капитально отремонтировано 98 км.

Так, на М-4 «Дон» капремонт производился на участках альтернативного направления: 235–260-й км в Тульской области, 354–401-й км в Липецкой, 414–463-й км в Воронежской. Капитально отремонтирован участок 464–479-й км (обратное направление) в Воронежской области. В рамках планового ремонта на 100 км заменены верхние слои покрытия.

На трассе М-1 «Беларусь» восстановлен верхний слой асфальтобетонного покрытия в районе Молодогвардейской транспортной развязки и на двух участках общей протяженностью 12 км в Московской области. В Смоленской области произведена замена изношенного верхнего слоя на участках общей протяженностью 63 км.

На М-3 «Украина» ремонт производился в Калужской области — на участке 316–343-й км, в Брянской области — 389–422-й км.

На трассе М-11 «Нева» (в прямом направлении) заменен верхний слой на Бусиновской транспортной развязке в Москве.

Поскольку один из приоритетов деятельности Автодора — повышение качества и безопасности перевозок грузов и пассажиров, то важнейшим результатом работы является показатель уровня ДТП. Он неуклонно снижается.

За девять месяцев 2020 года аварий с пострадавшими на сети Госкомпании стало меньше на 20,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Погибли на 15,4% меньше, число раненых сократилось на 23,9%. Это несмотря на то, что интенсивность движения на магистралях возрастает: в пиковый месяц — в августе — по дорогам Госкомпании были зафиксированы более 22 млн проездов, что больше на 14%, чем за тот же период прошлого года, и на 31,6% по сравнению с началом года. Всего с января по август зарегистрировано почти 70 млн проездов.

ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ
В программе деятельности Госкомпании на долгосрочный период основными векторами развития сети скоростных дорог обозначены направления Север — Юг и Запад — Восток. В частности, на юге — это реконструкция трассы М-4 «Дон» и программа по расшивке узких мест, которая позволит добираться из Санкт-Петербурга до Черного моря в 2023 году со скоростью 110 км в час. Кроме того, реализации на горизонте 2035 года ждут ряд перспективных автодорожных проектов, объединенных в концепцию «Южный кластер»: строительство и реконструкция дорог от Горячего Ключа до поселка Джубга, от Джубги до Сочи и от Джубги до Новороссийска.

На севере — строительство обхода г. Твери на трассе М-11 «Нева». На востоке — строительство до 2024 года скоростной автодороги М-12 Москва — Казань (входит в состав автотранспортного коридора из Европы в Китай). По всем этапам строительства трассы заключены контракты на проектирование и строительство.

Также в стадии проработки находится проект строительства скоростного транспортного коридора от Набережных Челнов через Тольятти, Саратов, Волгоград до Краснодара. Реализация проекта позволит обеспечить скоростное сообщение между крупнейшими агломерациями и связать Урал и Юг России. Предпроектная проработка и проектирование хорды намечены на 2025-2030 годы, строительство предполагаются в 2027–2035 годах.

В настоящее время прорабатывается возможность строительства скоростной автомобильной дороги, которая призвана соединить древние города Золотого кольца — Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому, Иваново, Суздаль, Владимир.

Строительство новой магистрали позволит реализовать огромный туристический потенциал областей, по территории которых пройдет дорога, и в целом даст толчок экономикам этих регионов.

«НЕВА» В ДЕЙСТВИИ
Автомобильная дорога М-11 «Нева» Москва — Санкт-Петербург протяженностью 669 км была полностью введена в эксплуатацию в 2019 году. Скоростная магистраль высшей категории проходит в обход населенных пунктов. На ряде участков разрешенная скорость составляет 130 км в час. Время в пути между двумя столицами по этой автодороге занимает 5,5–6 часов. В текущем году за первые 9 месяцев по М-11 «Нева» (секции 1–2 и 4–8) совершено почти 13 млн поездок (только по 4–8-й секциям — 6,6 млн), из которых большинство пришлось на летний период. Только в июле по автодороге проехали 2,11 млн (по 4–8-й секции — 1,07 млн) автомобилей, а в августе 2020 года — 2,29 млн (по 4–8-й секции — 1,16 млн) автомобилей.

Дорога под ключ 1

27 ноября 2019 года состоялось торжественное открытие трассы М-11 «Нева»

М-11 «Нева» — первый в России пример инфраструктурной услуги. На протяжении всей магистрали организованы площадки отдыха, многофункциональные зоны придорожного сервиса, круглосуточно работают аварийные комиссары. В настоящее время завершены работы по обеспечению М-11 инфраструктурой, необходимой для обеспечения на всем протяжении дороги голосового сигнала и передачи данных по стандарту 4G. В июне в эксплуатацию было введено все оборудование ПАО «МТС», к настоящему моменту на всем протяжении дороги введено оборудование трех крупнейших операторов — МТС, Вымпелком, Мегафон. Таким образом, пользователи помимо возможности вызова экстренных служб получают привычный комфорт в использовании интернет-сервисов. Государственной компанией проведена беспрецедентная работа по созданию недискриминационных условий для размещения всех федеральных операторов сотовой связи.

Трасса «обрастает» не только вышками связи, но и достопримечательностями, в том числе связанными с самыми трагическими событиями в истории страны — Великой Отечественной войной. Напомним: в 1942 году в новгородских болотах погибли 50 000 человек, 30 000 попали в плен, и лишь 13 000–15 000 сумели вырваться из этих болот, названных «Долиной смерти». До начала полномасштабного строительства трассы М-11 «Нева» Госкомпания «Автодор» организовала масштабные поисковые работы, в ходе которых были найдены останки 263 бойцов. Имена 14 из них удалось установить, хотя ранее они числились пропавшими без вести в годы войны. Семеро из них были переданы родным и преданы земле на малой родине, еще трое захоронены в Новгородской области в присутствии родственников.

Дорога под ключ 2

Через семь месяцев после запуска движения по М-11 на трассе был открыт мемориал памяти бойцов Волховского фронта

В августе 2019 года Госкомпания «Автодор» совместно с Поисковым движением России при поддержке Новгородской области провела открытое Всероссийское творческое мероприятие по выбору эскизного проекта памятника погибшим защитникам Родины. К исполнению был рекомендован проект Студии имени М.Б. Грекова. Немногим позднее состоялась церемония закладки памятника на 561-м км автодороги М-11 в Новгородской области. В состав мемориала также было решено включить придорожный киот с двумя мозаиками: образами Новгородской Божией Матери «Знамение» и Святого благоверного князя Александра Невского — они считаются покровителями древней Новгородской земли. Памятник был торжественно открыт в июне 2020 года в рамках празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Тем самым увековечен подвиг солдат и офицеров, которые отдали свои жизни ради будущих поколений.

ОБХОДЫ ЛОСЕВА И ПАВЛОВСКА
В преддверии отпускного сезона — начале июля 2020 года — было открыто движение по обходу села Лосево и города Павловска на участке км 633 — км 715 автодороги М-4 «Дон» в Воронежской области. Первоначально дорога проходила через эти населенные пункты: трафик достигал 70 тыс. автомобилей в сутки. К тому же по обе стороны трассы работали мотели, стоянки, магазины. Так что транспортный поток двигался со скоростью пешехода, а при ДТП и вообще замирал. В многокилометровых заторах автомобилисты теряли до 7 часов. Учитывая социальную важность и загруженность направления, строители запустили движение на полгода раньше срока. И очень вовремя: меньше чем за месяц по нему проехали около 700 тыс. автомобилей.

Четырехполосный участок категории 1Б с расчетной скоростью движения 110 км в час проходит по территории Бобровского, Павловского и Верхнемамонского районов Воронежской области. Его общая протяженность — 85 км, в том числе 69 км — новое направление, а 15 км — обустройство существующего участка. Проектом предусмотрены строительство и реконструкция 35 мостов и путепроводов и 5 транспортных развязок в разных уровнях, которые позволяют беспрепятственно съехать с трассы по направлению в нужные локации: Россошь, Белгород, Павловск, Лозовое, Верхний Мамон, а также на региональные дороги. Съезды на бесплатный альтернативный участок расположены на км 698 и км 701.

На обходе расположены два пункта взимания платы: на км 636 и км 672. На первом предусмотрено 16 полос оплаты проезда, на втором — четыре. На всех ПВП есть возможность проезда при помощи транспондера без остановки (со скоростью до 30 км в час). Сейчас работы сместились на следующий участок автодороги — км 715 — км 877, который будет реконструирован с последующей эксплуатацией на платной основе. Таким образом, вся дорога в Воронежской области будет первой технической категории с четырьмя полосами движения, с разделенными встречными потоками и развязками в разных уровнях, с разрешенной скоростью 110 км в час.

ОБХОД РОСТОВА-НА-ДОНУ
Проект обхода Ростова-на-Дону (строительный адрес — обход Аксая) подразумевает реконструкцию с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» на участке км 1024 — км 1091. Необходимость его реализации вызвана тем, что пропускная способность участка рассчитана на 40 тыс. автомобилей в сутки, тогда как фактическая — втрое выше. Существующая дорога будет реконструирована на участках км 1072 — км 1091 (первый и второй этапы) и км 1024 — км 1036 (третий этап). Участок км 1036 — км 1072 — это строительство новой дороги (четвертый и пятый этапы).

Проект стартовал с третьего этапа. Дорожники вышли на площадку в мае 2019 года и в настоящее время активно продолжают работы, идет укладка верхнего слоя асфальтобетона. Проект предусматривает возведение моста через реку Тузлов и 83-метрового путепровода над автодорогой к станице Грушевская в Аксайском районе. В апреле 2020 года силами того же генподрядчика началась реконструкция первого и второго этапов обхода Аксая. Согласно технической документации на участках дороги построят восемь искусственных сооружений, в том числе путепровод на км 1083. Он пройдет над существующей кольцевой развязкой «Сальское кольцо», которая станет частью основного хода М-4 «Дон». В настоящее время на объекте ведутся работы по устройству слоев дорожной одежды, строительству путепровода и съездов в составе транспортной развязки.

Что касается нового строительства 35 км обхода на участке км 1036 — км 1072, то исполнителю предстоит до конца 2024 года завершить строительство трассы и обеспечить последующую эксплуатацию участка на платной основе на срок до 31 декабря 2051 года.

Пятый этап подразумевает строительство новой автомобильной дороги первой категории с расчетной скоростью движения 130 км в час и числом полос от 4 до 6. Магистраль будет пролегать по территории городского округа Новочеркасск и Аксайскому району Ростовской области. На участке км 1038 — км 1072 автодорога пройдет по новому направлению, обходя с восточной стороны город Аксай и хутор Большой Лог. На 1072-м км — примкнет к основной оси М-4 «Дон». Проект технологически сложный: половина протяженности дороги приходится на пойменные части рек Дон и Аксай. Этим обусловлен выбор проектных решений: обустройство нестандартно высоких насыпей, а также большое количество искусственных сооружений — развязок, путепроводов, мостов. В частности, длина мостового перехода через р. Дон составит 1901,34 м, а общая протяженность искусственных сооружений — более 6 км. Работы на пятом этапе планируется начать в четвертом квартале 2020 года.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАДНЫЙ ОБХОД КРАСНОДАРА
В августе 2020 года Госкомпания «Автодор» заключила ДИС на строительство, ремонт и эксплуатацию Дальнего Западного обхода Краснодара. Проект реализуется в рамках поручения Президента России по формированию ближних и дальних автомобильных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив. Протяженность новой платной дороги составит 51 км, она свяжет М-4 «Дон» с трассой А-289 (Краснодар — Славянск-на-Кубани). Обход позволит вывести транзитный поток из столицы Краснодарского края, и без того задыхающейся в пробках. За счет этого не только улучшится экологическая ситуация во всей агломерации, но и повысится мобильность местного населения.

Маршрут ДЗОК будет пролегать по территориям муниципального образования города Краснодар, Красноармейского и Динского районов, вдали от существующей и перспективной городской застройки.

Согласно документу дорога пройдет вдоль Краснодара, Динского, Красносельского, Нововеличковского, Новотитаровского, Пластуновского сельских поселений и Марьянского сельского поселения. Это будет четырехполосная дорога высшей технической категории с расчетной скоростью 120 км в час, с разделенными встречными потоками. Проектом предусмотрено строительство трех развязок, четырех мостов и девяти путепроводов. Новая трасса будет готова в 2023 году. Ожидаемая интенсивность движения — 22 тыс. автомобилей в сутки.

ДЗОК представляет интерес с точки зрения не только будущего, но и… прошлого. В рамках подготовки территории археологи обнаружили погребение древнего сарматского воина эпохи железного века и другие захоронения катакомбной культуры. Всего за сезон 2020 года ученым удалось обнаружить 199 погребений, где нашли предметы от эпохи бронзы до Средневековья. Сейчас находки изучаются и реставрируются, после чего основная часть из них будет передана в музей-заповедник имени Фелицына в Краснодаре.


просмотры:

1309

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться