выведет ЦКАД дорожное движение не только в Московском регионе
Только что введен в эксплуатацию третий пусковой комплекс строящейся Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области. Масштабы работ, выполненных строителями, поистине колоссальны! На этом четырехполосном участке ЦКАД протяженностью 105,87 км, соединяющем автодороги М-7 «Волга» и М-11 «Нева», возведено 44 путепровода, 17 мостов, 4 многоуровневые развязки и 5 экодуков.
В пиковые периоды на строительных площадках одновременно были задействованы более 500 единиц техники и полторы тысячи рабочих. На строительство дороги ушло четыре года.
ПЕРВЫЙ ПО ЗНАЧИМОСТИ
Гордость комплекса ЦКАД-3 — мост через канал им. Москвы суммарной протяженностью 1416 метров. Общий вес металлоконструкций этого сооружения составляет 9960 тонн. Мостовой переход уникален по архитектурному и конструктивному решениям: естественную долину и русло реки проектировщики преодолели одним сооружением, которое возвышается над Дмитровским шоссе, каналом имени Москвы, железнодорожной веткой Савеловского направления и местной дорогой. Центральные пролеты моста позволят судам беспрепятственно проходить по каналу. Этим объясняется и огромный объем земляных работ: только для уравнивания перепада высот между правым и левым берегами канала строителям пришлось произвести выемку грунта в объеме 2,2 млн кубометров.
Жемчужиной ЦКАД стал мостовой переход через канал им. Москвы
ЦКАД-3 — третий по порядковому номеру, но первый по значимости. Как ожидается, он возьмет на себя важнейшую роль связующего звена между дорожными сетями на западе и востоке России и станет участком международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай».
Третий пусковой комплекс также является центральным участком всех интеллектуальных транспортных систем кольцевой автомагистрали. На пересечении ЦКАД-3 и трассы М-8 «Холмогоры» построен Центральный пункт управления (ЦПУ) ЦКАД, куда будет стекаться вся информация, связанная с работой АСУДД, систем взимания платы и обеспечения транспортной безопасности.
На подходе также запуск четвертого пускового комплекса ЦКАД, намеченный на конец текущего года. Его протяженность — 96,9 км. ЦКАД-4 проходит по территории четырех районов и двух городских округов Московской области. Расположенный в юго-восточной части Подмосковья, он соединит федеральные автодороги М-7 «Волга» (нулевой километр ЦКАД) и М-4 «Дон».
ЦКАД-4 пролегает вблизи ряда населенных пунктов и пересекает множество рек и водотоков, что сильно усложняет работу. 23 октября в рамках строительства четвертого пускового комплекса запущено движение по первым трем путепроводам. Два из них соединяют дорогу А-107 «Московское малое кольцо» с деревней Слободка и поселком Образцово, третий обеспечивает связь между населенными пунктами Субботино и Сепурино. Всего в рамках ЦКАД-4 возводится 71 искусственное сооружение общей протяженностью 10,2 км, в том числе шесть транспортных развязок.
2020 год для Госкомпании «Автодор» стал годом открытия ЦКАД
СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО
Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (А-113) — один из приоритетных инфраструктурных проектов, реализуемых Госкомпанией «Автодор». Новая кольцевая трасса протяженностью 339 км (МКАД — около 109 км) на дальних подступах к столице перехватит большегрузный транспорт, что позволит разгрузить городские радиальные магистрали. Для Москвы это будет означать улучшение экологической обстановки, уменьшение количества проезжающего иногороднего транспорта. Новая Москва и Подмосковье получат дополнительный стимул для экономического роста: на прилегающих к ЦКАД территориях развернется строительство транспортно-логистических комплексов, технопарков, офисных зданий, сервисных центров, АЗС и других объектов придорожной инфраструктуры, что обернется созданием десятков тысяч новых рабочих мест.
В глобальном смысле задача ЦКАД состоит в том, чтобы стать частью современной транспортной инфраструктуры, интегрированной с сетью международных транспортных коридоров, проходящих по территории Подмосковья, для реализации транзитного потенциала страны.
С РАСЧЕТОМ НА ВЫРОСТ
Кольцевая автодорога будет представлять собой скоростную магистраль высшей технической категории. Она будет иметь минимум по две полосы в каждом направлении с разделительными барьерными ограждениями между ними, линиями освещения на всей протяженности и расчетной скоростью движения на большинстве участков до 140 км в час. Кстати, ЦКАД строится с учетом перспективного увеличения трафика: проекты предусматривают возможность расширения проезжей части до шести — восьми полос. На пересечении с федеральными и региональными трассами и железными дорогами построят 22 многоуровневые транспортные развязки, также планируется строительство 72 мостов и 145 путепроводов — всего 239 искусственных сооружений, включая экодуки. Именно эти инженерные сооружения позволят кольцевой дороге нарастить скорость. Сейчас одной из основных причин заторов на дорожной сети Подмосковья остается простаивание транспортных средств у железнодорожных переездов.
ЦКАД строится на принципах государственно-частного партнерства. Это первый инфраструктурный мегапроект в России, частично финансируемый из Фонда национального благосостояния (в размере 150 млрд руб.). Общая стоимость проекта оценивается примерно в 316 млрд руб.
ЭТАП ЗА ЭТАПОМ
Напомним: ЦКАД поделена на несколько пусковых комплексов (этапов). Первый, третий и четвертый проходят на расстоянии 400–800 м от существующей федеральной автодороги А-107 («Московское малое кольцо»), их общая протяженность составляет 339 км. Большая часть пятого пускового комплекса приходится на реконструируемую «малую бетонку».
Кстати, именно пятый этап (от Киевского до Ленинградского шоссе, общая протяженность — 76 км) стал первым из пусковых комплексов ЦКАД, на участке которого стартовало движение: в ноябре 2017 года в его составе был открыт 3,6-километровый обход Звенигорода. Несмотря на небольшую протяженность новой дороги, местные водители сразу отметили эффект: грузовой трафик по центральным улицам города стал гораздо менее интенсивным, отчего исторический центр, безусловно, только выиграл. Из 76,44 км пятого этапа 28,33 км приходится на участок нового строительства и 48,11 км — на участок реконструкции существующей автодороги А-107 «Московское малое кольцо», проезжая часть которой расширяется до четырех полос движения. Проезд по пятому пусковому комплексу будет осуществляться на бесплатной основе.
СЛОЖНО РАБОТАТЬ ВБЛИЗИ МЕГАПОЛИСА
В начале 2020 года на пятом пусковом комплексе было открыто движение по реконструированному участку протяженностью 9 км, находящемуся вблизи деревни Жёдочи в Наро-Фоминском районе. Вести работы в густонаселенном регионе, каковым является пригород мегаполиса, всегда сложно. Больших финансовых и временных затрат потребовало переустройство инженерных коммуникаций. В границах реконструируемого участка оказались распределительный и магистральный газопроводы, кабельная сеть связи и линии электропередачи.
Только решив эту проблему, строители смогли приступить к дорожной части работ. Для укрепления слабых грунтов выполнили большой объем земляных работ. Капитальный тип дорожной одежды предусматривал песчано-подстилающий слой толщиной до 57 см, разделяющую прослойку из геотекстиля, два слоя основания из песчано-щебеночной смеси и, наконец, три слоя асфальтобетона, включая верхний слой на полимерно-битумном вяжущем. Такая конструкция позволит значительно увеличить межремонтные сроки эксплуатации дороги.
Еще одна сложность заключалась в том, что вести реконструкцию старой двухполосной автодороги приходилось в условиях непрекращающегося интенсивного движения транзитного транспорта (30 тыс. и более автомобилей в сутки). В процессе работ транспортные потоки приходилось переключать то на одну, то на другую сторону трассы. И вот участок дороги стал четырехполосным.
Хорошее освещение в ночное время суток, осевое барьерное ограждение, разделяющее встречные полосы, сделало движение на трассе более безопасным, максимально снизило риск лобовых столкновений.
Возросший трафик на реконструированном участке не стал помехой для жителей близлежащих поселков и деревень. Со стороны населенных пунктов выполнены примыкания, исключены левые повороты. Установлены шумозащитные экраны. При проектировании участка не забыли и о природе. Была построена новая разворотная эстакада с безопасным экопереходом для лесных зверей.
…И ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛИГОН
В конце июня текущего года на ЦКАД-5 был введен еще один участок — от Можайского до Новорижского шоссе. Он включил новый отрезок кольцевой магистрали протяженностью 12 км и 11 км реконструированной части А-107 «Московское малое кольцо». Сложности, с которыми столкнулись там специалисты, характерные и для других этапов строительства ЦКАД, были усугублены ограничениями, связанными с пандемией коронавируса. Но благодаря самоотверженному труду строителей и их профессионализму задача была выполнена.
Новый участок ЦКАД-5, начинаясь от эстакады возле железнодорожной станции Звенигород, продолжается до Можайского шоссе. На нем возведено 5 транспортных развязок, 31 искусственное сооружение, включая пять надземных пешеходных переходов и один подземный, три экопрохода для миграции диких животных. Участок позволил исключить проезд транзитного транспорта через населенные пункты по А-107, сократил пробки, которые возникали из-за движения встречных потоков автомобилей в одном уровне.
Наряду с другими передовыми инженерными решениями, которые были применены здесь при проектировании и строительстве, для освещения автотрассы использованы инновационные светодиодные светильники, что позволит снизить энергозатраты.
Между прочим, при строительстве пятого пускового комплекса ЦКАД специалисты госкомпании создали полигон для испытания геосинтетических материалов. Участок, где проводился эксперимент, находится в Истринском районе Подмосковья. Дорожники испытывали геосетки на основе полиэфирных, базальтовых и стеклянных волокон. Также использовались различные пропитки для обеспечения сцепления асфальтобетонных слоев покрытия. Напомним: ранее в рамках строительства участка ЦКАД был открыт опытный полигон в районе деревни Раздолье. В процессе его эксплуатации специалисты мониторили плотность транспортного потока, чтобы оценить состояние дорожного полотна.
ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ
ЦКАД — дорога высшей технической категории, поэтому при ее строительстве предусматривается применение инновационных материалов и технологий, позволяющих увеличить межремонтные сроки эксплуатации до 12 лет, а по капремонту — до 24 лет. В частности, для устройства верхних слоев покрытия используется щебеночно-мастичный асфальтобетон, имеющий повышенные эксплуатационные показатели по долговечности, уровню шума, устойчивости к образованию колеи. Также широко применяются геосинтетические материалы, позволяющие повысить несущие характеристики основания дорожного полотна и устойчивость откосов, минимизировать разрушения от резких скачков температуры, а в будущем — сэкономить средства на ремонте. Кроме того, задействована дорожно-строительная техника, оснащенная 3D-системами нивелирования, которая способна выполнять работы по устройству земляного полотна и дорожных одежд в автоматическом режиме с высокой производительностью и качеством.
Над М-4 «Дон» в рамках ЦКАД возводят четырехуровневую развязку
На ЦКАД также возводятся и принципиально новые объекты дорожной инфраструктуры — экодуки. Это специальные надземные (или подземные) переходы через трассу для диких животных, которые установлены в местах их сезонной миграции. При создании искусственных сооружений предусмотрены мероприятия, защищающие окружающую среду от негативного воздействия автодороги. Это устройство шумозащитных экранов, локальных очистных сооружений, предназначенных для очистки 100% ливневых стоков.
Еще одно направление внедрения инноваций при строительстве ЦКАД касается информационных технологий. В частности, речь идет об элементах ИТС: кольцевая магистраль будет оснащена современной автоматизированной системой управления дорожным движением (АСУДД), станциями метеорологического наблюдения, вертолетными площадками, средствами экстренной связи, стоянками для отдыха водителей и многофункциональными зонами дорожного сервиса.
«СВОБОДНЫЙ ПОТОК»
ЦКАД впервые в России будет оборудована новейшей бесконтактной системой взимания платы за проезд free flow («Свободный поток»). Благодаря ей водителям не придется останавливаться у шлагбаумов и оплачивать проезд на стационарных пунктах. Система позволяет фиксировать проезд и списывать деньги автоматически с помощью камер-датчиков. Оплата производится с лицевого счета пользователя по транспондеру. Если нет транспондера, водитель может оплатить проезд по регистрационному номеру своего автомобиля в личном кабинете на сайте Автодора и в мобильном приложении компании.
Рамки «Свободного потока» стали частью ЦКАД — «умной дороги»
Технология free flow призвана решить проблему пробок перед пунктами взимания оплаты на платных автодорогах, которые могут возникать при большом потоке транспорта. Кроме того, при использовании системы «Свободный поток» заметно упрощается обустройство дороги, поскольку нет необходимости выделять земельный участок и создавать пункт взимания оплаты с будками, шлагбаумами, дополнительными полосами для движения и другими элементами инфраструктуры.
Технология безбарьерного проезда free flow используется на платных участках автодорог в большинстве европейских стран. Она экономит время: автомобили проезжают пункты оплаты без остановки и не снижая скорости.
Госкомпания «Автодор» уже опробовала работу такой системы: на 64-м км федеральной трассы М-4 «Дон» был установлен тестовый комплект оборудования. Теперь этот проект реализуется на ЦКАД, где планируется установить 12 рамок системы «Свободный поток».
Монтаж оборудования на трех таких рамках был завершен в сентябре на третьем пусковом комплексе. Оно предназначено для сбора информации с проезжающих транспортных средств. Это камеры, фиксирующие факт проезда автомобиля и считывающие номера государственной регистрации; лазерные датчики, определяющие габариты автомобиля; антенны, распознающие транспондеры, а также промышленный компьютер. Именно он будет отвечать за первичную обработку информации и ее передачу в центральную систему free flow. Это оборудование станет частью интеллектуальной транспортной системы, единой для всей кольцевой дороги. Кроме рамок, в состав ИТС ЦКАД-3 войдут 75 детекторов транспортного потока, 71 видеокамера АСУДД и 7 метеостанций. Информация с них будет поступать в Центральный пункт управления трассой.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ ЦКАД
Примерное время в пути по ЦКАД-3 от М-11 «Нева» до М-7 «Волга» — чуть меньше часа. Это платная автодорога первой технической категории с повышенным скоростным режимом и четырьмя полосами движения, по две в каждом направлении. Система взимания платы «Свободный поток» позволит въезжать и выезжать с трассы без остановок, оплачивая проезд транспондером T-pass или с помощью заранее оформленного билета. Проезд будет осуществляться без пробок, на дороге нет светофоров, пешеходных переходов или одноуровневых пересечений с другими трассами.
СПОСОБЫ ОПЛАТЫ
Самым удобным и выгодным способом оплаты на новой дороге станет транспондер T-pass. Более 10 способов пополнения баланса лицевого счета, гарантированные скидки на проезд и программа лояльности Государственной компании «Автодор», мобильное приложение «Автодор» и личный кабинет на сайте avtodor-tr.ru для отслеживания списаний и пополнений, полная история поездок и отчетные документы для юридических лиц — лишь некоторые плюсы использования устройства.
Оплата с помощью транспондера
• Списание средств происходит при каждом пересечении рамки системы оплаты.
• После проезда рамки оплаты каждого следующего участка между развязками итоговая скидка пересчитывается и автоматически применяется ко всему пройденному маршруту. При этом время проезда между рамками оплаты не должно превышать 2 часов, в противном случае произойдет разрыв маршрута, система посчитает как проезд по двум разным маршрутам и не применит каскадную скидку.
• Итоговая стоимость проезда отображается в личном кабинете в течение 6 часов после проезда всего маршрута.
Предоплатный способ проезда
Для пользователей без транспондера для оплаты проезда необходимо до совершения поездки приобрести билет на сайте www. avtodor-tr.ru, в мобильном приложении «Автодор», центрах обслуживания и поддержки или терминалах «Элекснет», предоставив следующую информацию:
• маршрут поездки;
• дату и время начала поездки;
• гос. номер и категорию ТС.
При проезде через рамку системы взимания платы гос. номер будет распознан и определена категория ТС с последующей сверкой с данными в системе, если они совпадут — проезд считается оплаченным.
Постоплатный способ проезда
В случае въезда пользователя на ЦКАД без транспондера и предоплатного билета необходимо в течение 5 дней оплатить проезд на сайте www.avtodor-tr.ru, в мобильном приложении «Автодор», центрах обслуживания и поддержки или терминалах «Элекснет», предоставив следующую информацию:
• гос. номер и категорию ТС;
• номер мобильного телефона;
• адрес электронной почты.
После ввода данных будет отображена сумма к оплате, которую необходимо внести. В случае неоплаты проезда пользователю будет выставлен штраф с сохранением долга за проезд по ЦКАД.
Фасад Центрального пункта управления ЦКАД и другие элементы трассы выдержаны в единой цветовой гамме
Получить консультации по правилам проезда по ЦКАД-3, приобрести транспондеры T-pass или билеты на разовый проезд пользователи могут в центрах поддержки и обслуживания, расположенных в том числе на 99-м км (внешняя сторона), 49-м км (внутренняя сторона) трассы, в комплексе ЦПУ на 55-м км, недалеко от пересечения ЦКАД и М-8 «Холмогоры», а также в здании Центра управления при въезде на ЦКАД со скоростной автодороги М-11 «Нева». Передвижные мобильные пункты продаж размещены и на площадках отдыха. В них пользователи смогут также получить необходимую информацию, приобрети транспондер T-pass, оформить разовый билет и пополнить лицевой счет.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.