Трасса М-12 в два раза сократит время в пути между Москвой и Казанью
Эпитет «глобальный» вполне уместен в привязке к проекту строительства скоростной автодороги М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань. Проложить 794 км инновационной магистрали, отвечающей самым современным требованиям не только отечественных строительных норм, но и международных стандартов (по скорости, безопасности и комфорту), — амбициозная задача.
Она по плечу только команде профессионалов, за плечами которых уже немалый опыт строительства в нашей стране первоклассных автобанов. Чего стоит стремительная, как стрела, «Нева», приблизившая Москву к Северной столице.
ИМПУЛЬС К РАЗВИТИЮ
О начале реализации «самого масштабного в ближайшие три-четыре года» дорожного проекта страны — строительства скоростной трассы М-12, которая станет частью международного транспортного маршрута (МТМ) «Европа — Западный Китай», объявил в июле этого года премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Коридор обеспечит безостановочное скоростное автомобильное сообщение между четырьмя из восьми крупнейших агломераций России: Московской, Самарско-Тольяттинской, Нижегородской и Казанской.
Трансконтинентальный проект, предполагающий воссоздание Шелкового пути, который не одно тысячелетие связывал Европу и Китай, даст российским регионам импульс к ускоренному развитию.
Суммарный прирост внутреннего регионального продукта на этих территориях, по оценкам экспертов, составит более 500 млрд рублей к 2050 году.
10 июля 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин дал старт проекту М-12 (на фото вверху)
С учетом особого значения скоростной автомагистрали М-12 Правительство РФ поставило задачу ввести ее в эксплуатацию уже в 2024 году. Общий объем финансирования проекта составит более 650 млрд рублей. Эти инвестиции дадут весомую отдачу в течение ближайших лет после запуска магистрали.
Особенностью трассы М-12 станет значительный макроэкономический эффект (около 2,4 трлн руб.), который сформируется за счет объединения в зоне 8-часовой доступности регионов, продукция которых тяготеет к перевозкам автомобильным транспортом. Это позволит обеспечить стабильный ежегодный прирост внутреннего регионального продукта субъектов РФ и реализацию экономического потенциала отдельных городов и агломераций, а также повысить показатели безопасности дорожного движения.
ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Итак, вектор направлен на восток. Именно туда проляжет МТМ «Европа — Западный Китай», протяженность которого составит 8445 км, из них 2233 км пройдут по территории России. И если в странах наших партнеров (Казахстан и КНР) маршрут скоростного коридора проложен на основе уже имеющейся сети автодорог (понадобилась лишь реконструкция с учетом новых требований), то российский участок МТМ потребует строительства абсолютно новых магистралей.
Впрочем, несколько участков МТМ на территории России уже построены. Ведь начинается транспортный коридор с Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, связывающего Большой морской порт Северной столицы с КАД и выходом на скоростную автодорогу М-11 «Нева» Москва — Санкт-Петербург, полностью введенную год назад. Движение по следующему звену МТМ — третьему пусковому комплексу Центральной кольцевой автодороги в Московской области протяженностью 105 км — вот-вот будет открыто. Он соединит М-11 с трассой федерального значения М-7 «Волга». Далее маршрут включит в себя скоростную автомагистраль Москва — Казань, которая станет опорной частью МТМ «Европа — Западный Китай».
Трасса М-12 (альтернатива бесплатных дорог М-7 «Волга» и частично М-5 «Урал») пройдет от Москвы через Владимир, Муром, Арзамас, Сергач (Нижегородская область), Канаш (Чувашия) и Шали (Татарстан).
Объединив четыре крупнейшие агломерации, она в два раза сократит время в пути между Москвой и Казанью. Автодорога первой технической категории протяженностью 794 км будет платной, разрешенная скорость движения на ней составит 130 км в час. Ее началом станет транспортная развязка в месте нового выхода на МКАД с федеральной автодороги М-7 «Волга».
Здесь в рамках проекта М-12 через четыре года возведут четырехкилометровый мост через Волгу
Уникальность географического положения автомагистрали Москва — Казань позволит ей стать связующим звеном между создаваемой сетью скоростных автодорог, расположенных в европейской части России (М-11 «Нева», ЦКАД, М-3 «Украина», М-1 «Беларусь, М-4 «Дон»), с крупнейшими региональными центрами и агломерациями на территории Приволжского федерального округа. Строительство скоростной трассы М-12 включено в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
КТО БУДЕТ СТРОИТЬ
Согласование трассировки будущей дороги с регионами дало возможность специалистам начать работы по планировке территорий, инженерным изысканиям, резервированию земель для строительства, чтобы следом приступить к проектированию объектов трассы. Ранее было принято решение разделить строительство скоростной автодороги на 9 этапов. Работы по ним должны одновременно завершиться в 2024 году.
Конкурсные процедуры на проектирование и строительство скоростной трассы М-12 проведены уже по семи этапам. Так, строить первый этап (0–80-й км, Московская, Владимирская области) будет компания «Стройтрансгаз». Вторым этапом (80–116-й км, Владимирская область) займется ООО «РСК», третий (116–224-й км, Владимирская область) получило АО «ВАД», четвертый (224–347-й км, Владимирская, Нижегородская области) — АО «ДСК «Автобан». Пятый — российская «дочка» китайской компании CRCC (347–454-й км, Нижегородская область), шестой (454–586-й км, Нижегородская область и Чувашия) — АО «ДСК «Автобан». Подрядчиком на строительство восьмого этапа (663–729-й км) стало ООО «Трансстроймеханизация». Конкурс на строительство нулевого этапа трассы М-12 — обход Балашихи и Ногинска — будет объявлен в ближайшее время.
В рамках проектирования любой магистрали проводится геологическая разведка
Между тем госкомпания продолжает подготовку территории под строительство на головном участке М-12, который станет дублером федеральной автодороги М-7 «Волга». Его планируется соединить со столичной Северо-Восточной хордой, которую свяжут с МКАД. Обход Балашихи будет иметь пересечение с Центральной кольцевой автодорогой и А-108 «Московское большое кольцо». Он пройдет по территории Люберецкого, Павлово-Посадского, Ногинского и Орехово-Зуевского муниципальных районов, а также городских округов Балашиха и Электросталь. Проект нулевого этапа весьма сложен, он включает около 40 искусственных сооружений.
Специалисты рассчитывают, что ускорению реализации проекта строительства скоростной автодороги М-12 будет способствовать так называемый транспортный закон — ФЗ № 254 «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 31 июля 2020 года. После его вступления в силу разрешительную документацию на ряд ключевых инфраструктурных проектов стало возможно согласовывать по упрощенной схеме.
ЦИФРОВОЙ КОРИДОР
На транспортном маршруте «Европа — Западный Китай», одним их ключевых звеньев которого станет трасса М-12, создадут самые современные условия как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Магистраль станет первой инновационной дорогой России, оборудованной всеми элементами современных интеллектуальных транспортных систем.
Одна из таких составляющих ИТС — это система безостановочной оплаты проезда free flow, которая будет обкатана на ЦКАД.
Внедрение «свободного потока» обеспечит равномерное движение транспорта, без остановок у шлагбаумов на пунктах оплаты и перестроений, что приведет к снижению числа ДТП, сокращению времени доставки грузов и пассажиров, расходов на топливо.
Еще один элемент ИТС — автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД), осуществляющая контроль за трафиком, собирающая дорожную информацию, в том числе о нештатных ситуациях и инцидентах. Трасса будет представлять собой «цифровой коридор», когда бортовые устройства автомобиля автоматически взаимодействуют с дорожным оборудованием, размещенным по всей протяженности магистрали. Эти данные передаются в телематический сервер, который взаимодействует с контроллерами полос и АСУДД, которая в свою очередь переключает светофоры при приближении автопоездов, обеспечивая управление потоками транспортных средств. В будущем еще одним элементом ИТС станет обеспечение передвижения беспилотного транспорта.
МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ
Реализация проекта МТМ в целом позволит обеспечить высокий рост транзита по направлению Европа — Китай и привлечь около 70 млн тонн внутреннего грузопотока. Транспортный коридор придаст новый импульс социально-экономическому развитию субъектов РФ, существенный стимул к развитию получит бизнес, поскольку параллельно с основной магистралью планируется строительство подъездов к крупным административным и промышленным центрам. Сформируется бесшовное скоростное автомобильное движение между Центральным и Приволжским федеральными округами, включая четыре упомянутые крупнейшие российские агломерации. В итоге это повысит мобильность населения, создаст условия для экономического роста в зоне тяготения новой автомобильной дороги и улучшит инвестиционный климат прилегающих территорий.
Проектировщики предложили проект моста через Волгу
Конечно, реализация сложнейшего проекта в рекордно короткие сроки потребует колоссальной концентрации усилий, мобилизации строительных, технических и интеллектуальных ресурсов. Специалисты подсчитали, что в пиковый период на объектах магистрали будут работать до 70 тыс. строителей. Однако, как говорится, игра стоит свеч. Ведь в непосредственной зоне прохождения всей российской части МТМ «Европа — Западный Китай» проживают более 45 млн человек. Но при учете всех территорий, входящих в зону тяготения трассы, число возрастает до 62 млн (примерно 40% от всего населения России). Запуск самого протяженного в мире экономического коридора с огромным потенциалом межгосударственного и межрегионального взаимодействия, охватывающего страны Евразийского континента, даст огромный мультипликативный эффект, развитие всем территориям вокруг.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.