Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Направление — Восток

Трасса М-12 в два раза сократит время в пути между Москвой и Казанью

Эпитет «глобальный» вполне уместен в привязке к проекту строительства скоростной автодороги М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань. Проложить 794 км инновационной магистрали, отвечающей самым современным требованиям не только отечественных строительных норм, но и международных стандартов (по скорости, безопасности и комфорту), — амбициозная задача.

Она по плечу только команде профессионалов, за плечами которых уже немалый опыт строительства в нашей стране первоклассных автобанов. Чего стоит стремительная, как стрела, «Нева», приблизившая Москву к Северной столице.

ИМПУЛЬС К РАЗВИТИЮ
О начале реализации «самого масштабного в ближайшие три-четыре года» дорожного проекта страны — строительства скоростной трассы М-12, которая станет частью международного транспортного маршрута (МТМ) «Европа — Западный Китай», объявил в июле этого года премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Коридор обеспечит безостановочное скоростное автомобильное сообщение между четырьмя из восьми крупнейших агломераций России: Московской, Самарско-Тольяттинской, Нижегородской и Казанской.

Трансконтинентальный проект, предполагающий воссоздание Шелкового пути, который не одно тысячелетие связывал Европу и Китай, даст российским регионам импульс к ускоренному развитию.

Суммарный прирост внутреннего регионального продукта на этих территориях, по оценкам экспертов, составит более 500 млрд рублей к 2050 году.

Направление 1

10 июля 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин дал старт проекту М-12 (на фото вверху)

С учетом особого значения скоростной автомагистрали М-12 Правительство РФ поставило задачу ввести ее в эксплуатацию уже в 2024 году. Общий объем финансирования проекта составит более 650 млрд рублей. Эти инвестиции дадут весомую отдачу в течение ближайших лет после запуска магистрали.

Особенностью трассы М-12 станет значительный макроэкономический эффект (около 2,4 трлн руб.), который сформируется за счет объединения в зоне 8-часовой доступности регионов, продукция которых тяготеет к перевозкам автомобильным транспортом. Это позволит обеспечить стабильный ежегодный прирост внутреннего регионального продукта субъектов РФ и реализацию экономического потенциала отдельных городов и агломераций, а также повысить показатели безопасности дорожного движения.

ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Итак, вектор направлен на восток. Именно туда проляжет МТМ «Европа — Западный Китай», протяженность которого составит 8445 км, из них 2233 км пройдут по территории России. И если в странах наших партнеров (Казахстан и КНР) маршрут скоростного коридора проложен на основе уже имеющейся сети автодорог (понадобилась лишь реконструкция с учетом новых требований), то российский участок МТМ потребует строительства абсолютно новых магистралей.

Впрочем, несколько участков МТМ на территории России уже построены. Ведь начинается транспортный коридор с Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, связывающего Большой морской порт Северной столицы с КАД и выходом на скоростную автодорогу М-11 «Нева» Москва — Санкт-Петербург, полностью введенную год назад. Движение по следующему звену МТМ — третьему пусковому комплексу Центральной кольцевой автодороги в Московской области протяженностью 105 км — вот-вот будет открыто. Он соединит М-11 с трассой федерального значения М-7 «Волга». Далее маршрут включит в себя скоростную автомагистраль Москва — Казань, которая станет опорной частью МТМ «Европа — Западный Китай».

Трасса М-12 (альтернатива бесплатных дорог М-7 «Волга» и частично М-5 «Урал») пройдет от Москвы через Владимир, Муром, Арзамас, Сергач (Нижегородская область), Канаш (Чувашия) и Шали (Татарстан).

Объединив четыре крупнейшие агломерации, она в два раза сократит время в пути между Москвой и Казанью. Автодорога первой технической категории протяженностью 794 км будет платной, разрешенная скорость движения на ней составит 130 км в час. Ее началом станет транспортная развязка в месте нового выхода на МКАД с федеральной автодороги М-7 «Волга».

Направление 2

Здесь в рамках проекта М-12 через четыре года возведут четырехкилометровый мост через Волгу

Уникальность географического положения автомагистрали Москва — Казань позволит ей стать связующим звеном между создаваемой сетью скоростных автодорог, расположенных в европейской части России (М-11 «Нева», ЦКАД, М-3 «Украина», М-1 «Беларусь, М-4 «Дон»), с крупнейшими региональными центрами и агломерациями на территории Приволжского федерального округа. Строительство скоростной трассы М-12 включено в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

КТО БУДЕТ СТРОИТЬ
Согласование трассировки будущей дороги с регионами дало возможность специалистам начать работы по планировке территорий, инженерным изысканиям, резервированию земель для строительства, чтобы следом приступить к проектированию объектов трассы. Ранее было принято решение разделить строительство скоростной автодороги на 9 этапов. Работы по ним должны одновременно завершиться в 2024 году.

Конкурсные процедуры на проектирование и строительство скоростной трассы М-12 проведены уже по семи этапам. Так, строить первый этап (0–80-й км, Московская, Владимирская области) будет компания «Стройтрансгаз». Вторым этапом (80–116-й км, Владимирская область) займется ООО «РСК», третий (116–224-й км, Владимирская область) получило АО «ВАД», четвертый (224–347-й км, Владимирская, Нижегородская области) — АО «ДСК «Автобан». Пятый — российская «дочка» китайской компании CRCC (347–454-й км, Нижегородская область), шестой (454–586-й км, Нижегородская область и Чувашия) — АО «ДСК «Автобан». Подрядчиком на строительство восьмого этапа (663–729-й км) стало ООО «Трансстроймеханизация». Конкурс на строительство нулевого этапа трассы М-12 — обход Балашихи и Ногинска — будет объявлен в ближайшее время.

Направление 3

В рамках проектирования любой магистрали проводится геологическая разведка

Между тем госкомпания продолжает подготовку территории под строительство на головном участке М-12, который станет дублером федеральной автодороги М-7 «Волга». Его планируется соединить со столичной Северо-Восточной хордой, которую свяжут с МКАД. Обход Балашихи будет иметь пересечение с Центральной кольцевой автодорогой и А-108 «Московское большое кольцо». Он пройдет по территории Люберецкого, Павлово-Посадского, Ногинского и Орехово-Зуевского муниципальных районов, а также городских округов Балашиха и Электросталь. Проект нулевого этапа весьма сложен, он включает около 40 искусственных сооружений.

Специалисты рассчитывают, что ускорению реализации проекта строительства скоростной автодороги М-12 будет способствовать так называемый транспортный закон — ФЗ № 254 «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 31 июля 2020 года. После его вступления в силу разрешительную документацию на ряд ключевых инфраструктурных проектов стало возможно согласовывать по упрощенной схеме.

ЦИФРОВОЙ КОРИДОР
На транспортном маршруте «Европа — Западный Китай», одним их ключевых звеньев которого станет трасса М-12, создадут самые современные условия как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Магистраль станет первой инновационной дорогой России, оборудованной всеми элементами современных интеллектуальных транспортных систем.

Одна из таких составляющих ИТС — это система безостановочной оплаты проезда free flow, которая будет обкатана на ЦКАД.

Внедрение «свободного потока» обеспечит равномерное движение транспорта, без остановок у шлагбаумов на пунктах оплаты и перестроений, что приведет к снижению числа ДТП, сокращению времени доставки грузов и пассажиров, расходов на топливо.

Еще один элемент ИТС — автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД), осуществляющая контроль за трафиком, собирающая дорожную информацию, в том числе о нештатных ситуациях и инцидентах. Трасса будет представлять собой «цифровой коридор», когда бортовые устройства автомобиля автоматически взаимодействуют с дорожным оборудованием, размещенным по всей протяженности магистрали. Эти данные передаются в телематический сервер, который взаимодействует с контроллерами полос и АСУДД, которая в свою очередь переключает светофоры при приближении автопоездов, обеспечивая управление потоками транспортных средств. В будущем еще одним элементом ИТС станет обеспечение передвижения беспилотного транспорта.

МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ
Реализация проекта МТМ в целом позволит обеспечить высокий рост транзита по направлению Европа — Китай и привлечь около 70 млн тонн внутреннего грузопотока. Транспортный коридор придаст новый импульс социально-экономическому развитию субъектов РФ, существенный стимул к развитию получит бизнес, поскольку параллельно с основной магистралью планируется строительство подъездов к крупным административным и промышленным центрам. Сформируется бесшовное скоростное автомобильное движение между Центральным и Приволжским федеральными округами, включая четыре упомянутые крупнейшие российские агломерации. В итоге это повысит мобильность населения, создаст условия для экономического роста в зоне тяготения новой автомобильной дороги и улучшит инвестиционный климат прилегающих территорий.

Направление 4

Проектировщики предложили проект моста через Волгу

Конечно, реализация сложнейшего проекта в рекордно короткие сроки потребует колоссальной концентрации усилий, мобилизации строительных, технических и интеллектуальных ресурсов. Специалисты подсчитали, что в пиковый период на объектах магистрали будут работать до 70 тыс. строителей. Однако, как говорится, игра стоит свеч. Ведь в непосредственной зоне прохождения всей российской части МТМ «Европа — Западный Китай» проживают более 45 млн человек. Но при учете всех территорий, входящих в зону тяготения трассы, число возрастает до 62 млн (примерно 40% от всего населения России). Запуск самого протяженного в мире экономического коридора с огромным потенциалом межгосударственного и межрегионального взаимодействия, охватывающего страны Евразийского континента, даст огромный мультипликативный эффект, развитие всем территориям вокруг.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться