Госкомпания «Автодор» определилась с приоритетами
Одним из факторов восстановления российской экономики в ближайшие годы станут транспортный сектор и дороги. Опорная сеть скоростных дорог, созданием которой занимается Государственная компания «Автодор», не только задает новые стандарты качества и безопасности дорожной сети, но и обеспечивает новые принципы формирования транспортного каркаса страны.
Концепция развития сети скоростных автомобильных дорог в России до 2035 года, разработанная Госкомпанией, четко коррелирует с национальными приоритетами. Согласно стратегии новые магистрали будут интегрированы в существующую сеть федеральных и региональных дорог и взаимоувязаны с центрами экономического роста регионов. Основными векторами развития сети скоростных дорог выбраны Север — Юг и Запад — Восток.
НАПРАВЛЕНИЕ — ВОСТОК
Основу скоростного автотранспортного коридора от центра России на восток составляет строящаяся платная трасса М-12 от Москвы до Казани, которую планируется ввести в эксплуатацию в 2024 году. После ее завершения собираются продолжить это направление до Екатеринбурга. Именно такую задачу — продумать продление магистрали на Урал к 2030 году — поставил премьер-министр РФ Михаил Мишустин перед Минтрансом России.
Новая трасса должна стать частью скоростного международного транспортного коридора «Запад — Восток».
Трасса призвана обеспечить прямые транспортные связи важнейших административных центров Поволжского федерального округа с восточными регионами страны, в том числе интегрировать в единую сеть скоростных дорог Российской Федерации города-миллионники Казань и Екатеринбург.
Предпроектные работы стартуют в ближайшее время. По данным экспертов, существующая федеральная автомобильная дорога М-7 «Волга» от Казани до Набережных Челнов находится в хорошем нормативном состоянии: это трасса первой технической категории с 2-4 полосами движения на всем протяжении. Она войдет в состав нового автомобильного коридора. Далее маршрут пойдет в обход города Набережные Челны. Сейчас проект строительства обхода находится в стадии прохождения экспертизы. Выход дорожников на строительные площадки намечен в 2021 году, а завершить ее планируется к 2025 году. Далее трасса пройдет до Екатеринбурга — это примерно 400 км нового строительства. В настоящее время прорабатываются несколько вариантов прохождения трассы, чтобы минимизировать издержки, в том числе строительные. Кроме того, специалисты спрогнозируют интенсивность движения на всех участках и просчитают варианты организации платного движения, исходя из стоимости тарифов в 1 руб., 1,5 руб. и 3 руб. за километр пути. Общая стоимость строительства дороги от Казани до Екатеринбурга пока не определена, но уже сейчас эксперты предупреждают, что она будет высокой из-за сложного рельефа гористой местности.
Пока усилия Госкомпании как заказчика сосредоточены на начальном участке коридора — дороге М-12. Но даже ее продолжение до столицы Урала — Екатеринбурга — не станет завершением.
Если взглянуть с высоты, то будет заметно, что западная и центральная части России гораздо лучше обеспечены сетью автомобильных дорог, чем восточные территории.
Задача на отдаленную перспективу — восполнить этот дефицит и продолжить скоростной автотранспортный коридор уже от Екатеринбурга в сторону Хабаровска — через Тюмень, Омск и Новосибирск до Кемерово. Итогом станет магистраль, которая свяжет Санкт-Петербург и Дальний Восток. Это позволит ускорить перемещение грузов и пассажиров, откроет новые возможности как для бизнеса, так и для населения. Впрочем, пока это отдаленная перспектива: горизонты реализации столь масштабного плана переваливают за 3035 год.
ЮЖНЫЙ КЛАСТЕР
После запуска в эксплуатацию Дальнего Западного обхода Краснодара в 2024 году можно будет комфортно и безопасно добраться до Черноморского побережья из Центральной России по магистрали М-4 «Дон» со скоростью 110-130 км в час. Но уже в горной местности Краснодарского края начинаются довольно ощутимые временные потери. Логичным шагом становится совершенствование каркаса скоростных дорог непосредственно в прибрежной зоне. В первую очередь разговор идет о новой платной магистрали Джубга — Сочи, которую летом текущего года Правительство России включило в опорную сеть российских дорог. Действующая двухполосная трасса не справляется с автомобильным туристическим потоком, что особенно наглядно показал сезон 2020 года. Особенно замедляет движение то, что дорога пролегает непосредственно по населенным пунктам, которые, являясь курортными локациями, генерируют постоянный трафик — как автомобильный, так и пешеходный. Это ухудшает экологию и снижает саму привлекательность такого рода отдыха.
Новая скоростная автодорога Джубга — Сочи пойдет в обход города Туапсе и поселка Лазаревское. Более того, именно с этих участков планируется начать масштабное и дорогостоящее строительство.
Стоимость объясняется спецификой местности: горный рельеф и близость расположения природных охраняемых территорий и заповедников предполагает необходимость возведения ряда искусственных сооружений — тоннелей и путепроводов. Подрядчику предстоит в общей сложности возвести 43 моста, 27 тоннелей и несколько эстакад. Примерная оценка Минтрансом России стоимости строительства дороги составляет 2,4 трлн руб. Инвестиционные схемы проектов пока не рассчитывались, однако уже сейчас известно, что строить объект будут участками по мере выделения финансирования. И скорее всего, это перспективы уже после 2035 года.
Магистраль Джубга — Сочи является лишь одним из ряда перспективных автодорожных проектов в Краснодарском крае, который получил название «Южный кластер». Еще два объекта в его составе — это скоростные автомобильные дороги Джубга — Новороссийск протяженностью 84 км и Горячий Ключ — Джубга протяженностью 46 км. В настоящее время обсуждается возможность их включения в Комплексный план модернизации и расширения транспортной инфраструктуры до 2024 года. Как говорят эксперты, ввод в строй всех элементов «Южного кластера» благотворно повлияет на развитие Сочи и всего Черноморского побережья. Особенно это актуально для Туапсинского района — самого напряженного участка на существующей трассе. Если проект будет реализован, добраться от Джубги до Сочи можно будет за час.
ЮГО-ЗАПАДНАЯ ХОРДА
При реализации завяленных государством планов по строительству коридора Запад — Восток и масштабной модернизации дорожной сети Черноморского побережья Краснодарского края логичным становится следующий шаг — связать эти центры. О важности проекта для будущего страны говорит тот факт, что в сентябре 2020-го Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ проработать проекты развития автострад и железных дорог, ведущих к Черноморскому побережью. В частности, речь идет о юго-западной хорде, которая соединит Екатеринбург и Краснодар. Предполагается, что скоростной транспортный коридор протяженностью 1600 км пройдет через Набережные Челны, Тольятти, Саратов, Волгоград, Краснодар.
Новая магистраль позволит существенно сократить время в пути: от Урала до Черноморского побережья можно будет добраться, сэкономив порядка 10 часов (сейчас на это уходит 43 часа).
Есть и другой, не менее важный интеграционный эффект: трасса обеспечит транспортную доступность соседних регионов, станет дополнительным стимулом экономического развития для Казанской, Нижнекамской, Саратовской, Краснодарской, Волгоградской, Ростовской агломераций. Предпроектная проработка и проектирование хорды намечены на 2025-2030 годы, непосредственно работы по строительству и реконструкции предполагается провести в 2027-2035 годах. Планируется, что проезд по трассе будет платным. Стоимость и финансовая модель проекта пока не определены, Госкомпания рассматривает возможность привлечения средств Фонда национального благосостояния, федерального бюджета, частных инвестиций.
Автодор на сегодня является крупнейшим в России оператором платных скоростных автомагистралей. Многолетний опыт и наработанные компетенции по реализации крупных инфраструктурных проектов становятся все более актуальными и востребованными в свете не только поставленных перед экономикой задач, но и новых рисков. Если все заявленные планы осуществятся, то в горизонте 2035 года и далее скоростными магистралями будут охвачены 44 региона Российской Федерации, на территории которых проживают порядка 75% населения страны. Новая дорожная сеть позволит значительно ускорить как пассажирские, так и транспортно-логистические потоки. К примеру, время в пути от границы Белоруссии до границы с Казахстаном сократится с 27 до 18 часов. Непосредственно на строительстве будут созданы десятки тысяч рабочих мест, более сотни тысяч — в смежных отраслях: автомобилестроении, нефтехимии, электронике, транспорте, логистике, сфере услуг. Таким образом, строительство опорной сети скоростных дорог становится залогом развития экономики десятка регионов и страны в целом.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.