Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Речной Регистр оперативно реагирует на запросы транспортной отрасли

В истории нашей страны водный транспорт всегда играл огромную роль, служил основой хозяйственного и промышленного освоения и развития регионов. Сегодня отрасль является значимой, неотъемлемой частью единой транспортной системы России. Морской и речной флот уверенно развивается, пополняется современными судами. Внедряются новые материалы, технологии судостроения, новейшее радионавигационное оборудование и средства автоматизации. В результате повышается и безопасность судов.

ФАУ «Российский Речной Регистр» (далее Речной Регистр) является национальным классификационным обществом, наделенным полномочиями Минтранса России на классификацию и освидетельствование судов. Это учреждение занимается выполнением работ и оказанием услуг, направленных на обеспечение технической безопасности плавания судов, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых грузов и экологической безопасности судов. В состав Речного Регистра входят Главное управление, находящееся в Москве, и 14 филиалов, расположенных на всей территории страны.

Речной Регистр насчитывает более чем столетнюю историю своего существования. Он является правоприемником «Русского Регистра», основанного 31 декабря 1913 года, когда министр торговли и промышленности Российской Империи С. И. Тимашев по согласованию с министром путей сообщения утвердил Устав общества.

Вековой путь Речного Регистра тесно связан с историческими событиями, происходившими в нашей стране. В связи с этим общество неоднократно переименовывалось. Нынешнее название оно получило в 1992 году.

Успешное развитие отечественного речного флота во многом обязано достаточно прогрессивному характеру Правил и норм Речного Регистра. Были построены толкаемые составы и созданы автосцепы, большими сериями строились суда на подводных крыльях, катамараны, крупнотоннажные грузовые теплоходы. Правила издания 1953–1976 годов способствовали созданию в Советском Союзе такого речного флота, который обеспечивал перевозки до 600 млн тонн грузов в год.

Первые в мире требования классификационного общества к судам смешанного (река-море) плавания позволили создать новый тип судов, ставших национальным достоянием России. Нормативная база Речного Регистра по обновлению судов, строительству судов из элементов эксплуатировавшихся плавсредств позволила в постперестроечные годы судовладельцам в значительной мере сохранить рабочее ядро флота.

Речной Регистр — одно из немногих учреждений СССР, успешно переживших перестройку.

Крупнейшей научно-исследовательской работой в истории Речного Регистра была подготовка в 2004–2009 годах технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта».

Речной Регистр всегда оперативно реагировал на запросы транспортной отрасли. С весны 2014 года вновь организованные его подразделения в Крыму и Севастополе первыми на полуострове обеспечили предоставление услуг клиентам по классификации судов.

Среди основных направлений деятельности Речного Регистра наряду с техническим наблюдением за судами в эксплуатации находится техническое наблюдение за постройкой новых судов. К числу наиболее интересных и важных проектов постройки новых судов за последние годы следует отнести сухогрузный теплоход смешанного (река-море) плавания проекта RSD 44. Была построена серия из 10 судов, которые в настоящее время успешно эксплуатируются Волжским пароходством на смешанных (река–море) перевозках. Носовое расположение надстройки и рубки и малый надводный габарит позволяют судну беспрепятственно проходить под мостами через р. Нева в Санкт-Петербурге и железнодорожным мостом через р. Дон в Ростове-на-Дону.

Еще одно ноу-хау отечественных судостроителей — нефтеналивной танкер проекта RST25. Было построено семь подобных теплоходов.

Их отличительная особенность в том, что конструктивный набор и обслуживающие системы в районе грузовой зоны размещены снаружи пространства грузовых танков. Такая конструктивная схема существенно улучшает грузообработку и зачистку трюмов.

2 Критерий безопасность 2

Среди новых судов, построенных в последнее время, и пассажирский колесный теплоход проекта ПКС40 типа «Сура». В настоящее время построены и успешно эксплуатируются три судна этого проекта. Их отличительными особенностями являются объединение в едином гребном колесном устройстве функций и движителя, и рулевого устройства, высокая топливная экономичность по сравнению с судном такого же водоизмещения с гребными винтами, маленькая осадка (0,8–0,9 м).

За последние годы также построен барже-буксирный состав проекта 81–82. Это первый состав в отечественном судостроении, оснащенный шарнирными сцепными устройствами с многоступенчатым зубчатым сцеплением принципиально нового в российской практике типа, которые позволяют эксплуатировать суда в прибрежных морских районах, при высоте волны до 3 м.

К наиболее значимым можно отнести и уникальный проект RST54 комбинированного судна смешанного (река-море) плавания, который в 2014 году был отнесен Британским Королевским обществом корабельных инженеров (RINA — Royal Institution of Naval Architects) к одному из лучших и удачных проектов в мире. Судно может раздельно перевозить нефтепродукты в грузовых танках и навалочные и генеральные грузы на грузовой площадке. Было построено семь подобных теплоходов.

После более чем 20-летнего перерыва в нашей стране возобновлено проектирование и строительство судов на подводных крыльях. Так, в настоящее время осуществляется строительство серии пассажирских судов проекта 23180 «Валдай 45Р».

Деятельность Речного Регистра неразрывно связана с совершенствованием нормативной базы. В 2016 году вступили в силу подготовленные Правила классификации и постройки судов, Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов, Правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации. В них учтены результаты научно-исследовательских работ, выполненных на протяжении последних лет, внесены отдельные положения по приведению Правил в соответствие с Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, проведена гармонизация с положениями международных и национальных стандартов. В марте 2017 года Речным Регистром были выпущены Правила классификации и освидетельствования плавучих объектов.

Деятельность Речного Регистра выходит далеко за пределы Российской Федерации. Он принимает активное участие в деятельности Европейской экономической комиссии ООН (г. Женева), Дунайской комиссии (г. Будапешт) и Международной ассоциации органов технического надзора и классификации (ОТНК). В рамках деятельности ЕЭК ООН Речной Регистр стоял у истоков создания Правил, прилагаемых к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (Правила ВОПОГ), которые в настоящее время являются одним из основополагающих документов по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов на внутреннем водном транспорте Европейского союза.

На начало 2020 года на классификационном учете Речного Регистра состояла 24 491 единица флота, в том числе 15 592 самоходных (включая 1689 судов смешанного (река-море) плавания, 8518 маломерных, 280 прогулочных, 13 спортивных парусных) и 8899 несамоходных, включая 1359 плавучих объектов.

Немаловажно упомянуть о перспективных судах, находящихся в настоящее время в постройке под техническим наблюдением Речного Регистра. В их числе пассажирские круизные суда смешанного (река-море) плавания проектов PV300 (головной теплоход «Мустай Карим») и PV300VD (головное судно «Петр Великий»).

Названные проекты уникальны в первую очередь тем, что это первые в советской и постсоветской российской истории пассажирские круизные суда смешанного плавания. Ранее подобных по классу и возможностям пассажирских судов в России, да и в мире не было.

В ряду перспективных — пассажирское речное судно проекта 03622 «Чайка СПГ», в котором впервые в качестве топлива используется сжиженный природный газ, а также пассажирское судно на подводных крыльях проекта 03580 «Метеор 120Р». Особенностью последнего является то, что это полностью переработанный проект «Метеора», спроектированного еще в пятидесятых годах прошлого столетия, учитывающий все современные требования, предъявляемые к пассажирским высокоскоростным судам.

В истории Речного Регистра были и тяжелые годы. Но в целом его успешная деятельность была бы невозможной без организующей роли и помощи специалистов бывшего Минречфлота РСФСР, Минтранса России, Росморречфлота.

Федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр» сердечно поздравляет работников морского и речного флота с профессиональным праздником, который отмечается в России в 40-й раз. За многие годы своей работы Речной Регистр завоевал среди речников России прочный и заслуженный авторитет. И сегодня мы уверенно смотрим в будущее. Желаем вам успехов и всего самого доброго.

Коллектив Российского Речного Регистра



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться