Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Аэродромная инфраструктура как базис гражданской авиации

Развитие аэродромной инфраструктуры является одной из первостепенных задач в авиационной отрасли и играет решающую роль в социально-экономическом развитии страны. Для решения задач по модернизации и расширению аэродромной сети Правительством Российской Федерации в 2002 году было создано ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (ФГУП «АГА(А)»).

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН В ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ
Одним из приоритетных направлений деятельности предприятия в части обновления и развития аэродромной инфраструктуры является реализация задач в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры Российской Федерации на период до 2024 года и других государственных программ.

Комплексным планом предусмотрена модернизация 66 аэропортовых комплексов. Среди основных целей: увеличение авиационной подвижности населения с 0,7 до 0,95 полёта на 1 человека в год к 2024 году; увеличение доли межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50% от общего объёма внутренних регулярных авиационных маршрутов к 2024 году; увеличение количества введённых в эксплуатацию взлётно-посадочных полос до 48 единиц и вспомогательных объектов аэропортовой инфраструктуры до 20 единиц к 2024 году за счёт их реконструкции (строительства).

Финансирование проектов по строительству и реконструкции объектов аэродромной инфраструктуры в рамках Комплексного плана осуществляется за счёт федерального бюджета.

Запланированный объём финансирования проектов по модернизации аэродромной инфраструктуры по объектам ФГУП «АГА(А)» на период с 2021 по 2024 год составляет в общей сложности более 61 млрд руб.

В 2021 году в рамках реализации задач Комплексного плана и государственной программы «Развитие транспортной системы» планируется выполнение работ по модернизации объектов аэродромной инфраструктуры по всей стране, в том числе в аэропортах Якутск, Магадан, Благовещенск, Братск, Новосибирск, Томск, Домодедово, Нижнекамск, Мирный, Воронеж, Киров, Мурманск, Оренбург, Ставрополь, Нижний Новгород, Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Петропавловск-Камчатский и др.

3 небо начинается 2

ПАНДЕМИИ ВОПРЕКИ
Несмотря на сложную обстановку, связанную с распространением пандемии коронавирусной инфекции, 2020 год ознаменовался для предприятия завершением работ на ряде важных объектов. Среди них можно отметить реконструкцию взлётно-посадочной полосы в международном аэропорту Хабаровск. Ожидается, что ввод её в эксплуатацию позволит аэропорту к 2030 году ежегодно обслуживать более 4 млн пассажиров и 70 тыс. тонн грузов.

Активными темпами проводились работы в международном аэропорту Челябинск, где выполнены реконструкция аэродромной инфраструктуры, в том числе перрона, сети рулёжных дорожек, взлётно-посадочной полосы, светосигнального оборудования, объектов радиотехнического обеспечения полётов, строительство патрульной дороги, а также строительство и модернизация других объектов аэродромной инфраструктуры.

Следует также подчеркнуть, что в аэропорту Челябинск после монтажа инновационного радиолокационного оборудования завершаются работы по сертификации на III категорию ИКАО, при наличии которой допускается посадка при минимальной видимости на ВПП и минимальной высоте принятия решения или без ограничения по высоте. В России подобные схемы инструментального (автоматического) захода на посадку обеспечены в аэропортах московского авиационного узла, Волгограда, Самары. Таким образом, к числу «всепогодных» добавится и аэропорт Челябинск.

Ожидается, что после окончания работ по модернизации аэропортовой и аэродромной инфраструктуры пропускная способность аэропорта Челябинск составит 2,5 млн пассажиров в год, а при пиковой нагрузке — свыше тысячи пассажиров в час.

Всего в течение 2020 года ФГУП «АГА(А)» введено в эксплуатацию 1294,81 тыс. м2 искусственных аэродромных покрытий, в том числе 208,81 тыс. м2 покрытий взлётно-посадочных полос; 324,85 тыс. м2 рулёжных дорожек; 761,15 тыс. м2 мест стоянок воздушных судов (перронов, ПОЖ); 43,6 км водосточно-дренажных систем; 2 здания аварийно-спасательных станций, 1 комплекс светосигнального оборудования, 4 комплекса очистных сооружений. Строительно-монтажные работы осуществлялись на 24 объектах, в том числе в аэропортах Новосибирск, Нижний Новгород, Саратов, Пермь, Якутск, Домодедово, Магадан, Благовещенск, Минеральные Воды, Томск, Братск, Нижнекамск, Екатеринбург и других.

Получены 15 заключений о соответствии построенных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации по законченным строительством объектам (в 9 аэропортах), а в 7 аэропортах — 14 разрешений на ввод в эксплуатацию реконструированных и построенных объектов. Завершены мероприятия по строительству (реконструкции) объектов обеспечения транспортной (авиационной) безопасности в аэропортах Норильск, Хабаровск, Челябинск, Шереметьево.

В 2020 году выполнялись проектно-изыскательские работы по объектам в городах Воронеж, Ижевск, Киров, Магнитогорск, Оренбург, Чита, Грозный, Якутск, Мурманск. Выполнено сопровождение проектно-изыскательских работ, финансируемых за счёт инвесторов, по объектам в городах Бодайбо, Петропавловск-Камчатский, Ставрополь, Хабаровск, Краснодар, Новосибирск, Геленджик.

В нынешнем году проектно-изыскательские работы продолжатся на большинстве объектов. Планируется приступить к сопровождению проектно-изыскательских работ, финансируемых за счёт инвесторов, по объектам в аэропорту Махачкала, а также начать проектно-изыскательские работы на объектах в аэропортах Архангельск, Домодедово, Нарьян-Мар.

Кроме того, ожидается, что будут введены в эксплуатацию: 1 взлётно-посадочная полоса, перроны в 4 аэропортах, аварийно-спасательная станция в 1 аэропорту, очистные сооружения в 2 аэропортах, а также иные объекты аэродромной инфраструктуры.

Важнейшим направлением деятельности ФГУП «АГА(А)» является вовлечение федерального аэродромного имущества в хозяйственный оборот и обеспечение его эффективного использования операторами аэродромов.

В 2020 году оформлено право хозяйственного ведения предприятия на 1029 объектов федерального имущества, включая вновь закреплённые и построенные (реконструированные) объекты, а также право предприятия на 304 земельных участка, расположенных в 30 регионах страны.

Предприятием также осуществляется системная работа по передаче федерального аэродромного имущества в аренду операторам аэродромов для осуществления аэропортовой деятельности.

3 небо начинается 3

ИННОВАЦИИ В ДЕЛО!
Высокое качество и долговечность объектов аэродромной инфраструктуры обеспечиваются во многом за счёт применения эффективных инновационных решений, прогрессивных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов. При этом использование инноваций предусмотрено на всех стадиях жизненного цикла объектов аэродромной инфраструктуры. К примеру, инновации находят широкое применение во время проведения строительно-монтажных работ — на объектах применяются различные виды современных геосинтетических материалов (геосетки, геокомпозиты, геомембраны и т. д.), полимерно-битумные вяжущие, светодиодные системы освещения, эффективная технология виброрезонансного разрушения цементобетонных покрытий и другие ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии. К технологиям, позволяющим многократно сократить временные и материальные затраты при реализации работ на аэродромных объектах, относится информационное моделирование (BIM-технологии). В процессе проектирования с применением информационного моделирования создаётся не совокупность чертежей и описаний будущего объекта строительства, а информационная трёхмерная модель, которая выступает в качестве базы данных, где консолидируется вся информация об объекте.

После окончания работ на объекте одной из приоритетных задач ФГУП «АГА(А)» является мониторинг эксплуатационно-технического состояния аэродромов. Предприятие располагает измерительным комплексом, позволяющим с высокой производительностью и степенью автоматизации определять ровность аэродромных покрытий, наличие дефектов на покрытиях и их параметры.

В целом своевременный мониторинг эксплуатационно-технического состояния аэродромов позволяет с высокой эффективностью оценивать ключевые параметры и вовремя устранять любые возникающие недостатки, которые могут повлиять на успешную эксплуатацию аэродрома.

О БУДУЩЕМ...
2020 год выдался непростым — пандемия оказала значительное влияние на все отрасли, включая авиационный сектор. Тем не менее наступивший 2021 год внушает оптимизм — прослеживается тенденция к восстановлению отрасли, а следовательно, к реализации всех намеченных планов, в том числе в части строительства и модернизации аэродромной инфраструктуры. Этот оптимизм очень точно и ёмко отражён в интервью руководителя Росавиации Александра Нерадько одному из отраслевых изданий: «Сегодня мы наблюдаем, что наша отрасль «оживает». И это, пожалуй, самое главное.

Ростовская обл. 5.11.15  Строительство нового аэропорта "Южный" в 30 километрах от Ростова-на-Дону планируется завершить в 2017 году, чтобы успеть к началу чемпионата мира по футболу в 2018 году. Фото 6350 - Работы на перроне для стоянки воздушных судов. Фото В.Матыцина.

***

ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» является подведомственной структурой Федерального агентства воздушного транспорта. С момента создания предприятием осуществлены работы в 63 регионах России на более чем 65 объектах, включая аэродромы, которые реконструировались для проведения событий федерального и мирового масштаба, в том числе саммитов ШОС и БРИКС — 2009 (г. Екатеринбург), саммита АТЭС-2012 (г. Владивосток), Всемирной летней универсиады — 2013 (г. Казань), зимних Олимпийских игр — 2014 (г. Сочи), саммитов ШОС и БРИКС — 2015 (г. Уфа), ЧМ по футболу в 2018 году (11 городов-участников). В настоящее время предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежат более 3300 объектов федерального имущества аэродромов. Закреплённое за ним федеральное имущество расположено более чем на 17 тыс. га в 72 аэропортах гражданской авиации


просмотры:

675

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться