Как решить проблему загрязнения водоемов, прилегающих к аэропортам, и избежать штрафов?
30 лет ЭКОС Групп разрабатывает и внедряет инновационные технологии по очистке природных и сточных вод, а также по утилизации осадков. Мы используем комплексный подход в строительстве очистных сооружений: от проектирования и до эксплуатации. За эти годы компания реализовала более 500 проектов по всей России, а также за ее пределами.
ОЧИСТКА ПОВЕРХНОСТНЫХ СТОЧНЫХ ВОД ОТ ЭТИЛЕНГЛИКОЛЯ
Одной из основных современных экологических проблем аэропортов России является загрязнение поверхностных сточных вод этиленгликолем (ЭГ). Этиленгликоль попадает в воду вместе с противообледенительной жидкостью (ПОЖ), которой обрабатываются самолеты перед вылетом в зимний период времени.
Международный опыт в решении данного вопроса дает понимание того, что водосточно-дренажную сеть (ВДС) необходимо разделить на зоны, позволяющие локализовать наиболее загрязненные потоки и уменьшить нагрузку на очистные сооружения.
ЗОНА № 1 ДЛЯ ОБРАБОТКИ САМОЛЕТА ПОЖ
Основной объем раствора ПОЖ с концентрацией ЭГ 200 000-300 000 мг/л образуется непосредственно под самолетом во время его обработки. Концентрированный ЭГ должен собираться вакуум-подметальными уборочными машинами и специальным образом утилизироваться. Кроме этого, площадка для обработки самолета должна иметь собственную канализационную сеть, которая позволяет максимально полно собирать отработанную ПОЖ. Однако немногие аэропорты в РФ могут обеспечить сбор и утилизацию собранной ПОЖ, поскольку это является дорогостоящим мероприятием. Следовательно, данная концентрированная ПОЖ в большинстве случаев поступает в систему ливневой канализации и далее без очистки — в водоемы, ухудшая экологию региона.
ЗОНА № 2. ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА И РУЛЕЖНЫЕ ДОРОЖКИ
Остаточный ЭГ с концентрацией 500-1000 мг/л попадает в ВДС, когда ПОЖ стекает с фюзеляжа самолета на взлетно-посадочную полосу во время рулежки и взлета. Также стоит отметить, что взлетно-посадочные полосы обрабатываются антигололедными реагентами, которые ухудшают ситуацию.
Так как этиленгликоль является органическим водорастворимым спиртом, его невозможно выделить из воды, применяя классическую технологию на ливневых очистных сооружениях с отстаиванием или флотацией. Технология очистки должна содержать в себе как биологические методы очистки, так и физико-химические. При этом должны учитываться жесткие требования к концентрации ЭГ при сбросе в водоем (0,25 мг/л), низкая температура талых сточных вод и сезонное появление ЭГ в течение года.
Для решения данной проблемы Научно-исследовательский центр ЭКОСТЕХ в составе ЭКОС Групп предлагает схему по распределению потоков сточных вод и применение технологии очистки, сочетающей биологические, сорбционные и физико-химические методы, основанные на окислении загрязнений специальными реагентами.
Для доказательства работоспособности данной технологии были проведены пилотные испытания по биологической очистке воды с концентрацией ЭГ 400 мг/л на станции производительностью 24 м3/сут. Кроме этого, были проведены лабораторные испытания по доочистке ЭГ до норматива 0,25 мг/л, в ходе которых были получены успешные результаты.
Проведенные испытания показали, что очистка от этиленгликоля биологическими методами необходима, поскольку она является менее ресурсо- и энергозатратной и сокращает количество применяемых окислителей, позволяя использовать их только для доочистки.
Концентрат ПОЖ, образующийся с зоны № 1, является сырьем для получения технического этиленгликоля, что позволяет окупить как ректификационную установку, так и очистные сооружения поверхностного стока.
ОЧИСТКА ПРИВОЗНЫХ СТОЧНЫХ ВОД БИОТУАЛЕТОВ САМОЛЕТОВ
Для обеспечения нормальной эксплуатации самолетов в их биотуалетах применяется специальный дезинфектант, снижающий активность бактерий, выделение неприятных запахов и развитие биокоррозии. Данными характеристиками обладают дезинфектанты на основе ЧАС (четвертичные аммониевые соединения). Сточные воды от биотуалетов самолетов при попадании на очистку вместе с основным потоком сточных вод от терминала на малых очистных сооружениях вызывают повышенное пенообразование и торможение процесса удаления азота.
Привозной фекальный ил имеет очень высокие концентрации органических загрязнений, взвешенных веществ, азота и фосфора. К тому же его попадание в общий поток сточных вод увеличивает нагрузку на очистные сооружения по загрязняющим веществам в 2–3 раза относительно проектных значений, а при залповом сбросе — в десятки и сотни раз. Это приводит к нарушениям работы очистных сооружений и невозможности очистки сточных вод до нормативных требований.
Специалистами ЭКОС Групп была разработана и запущена на одном из крупнейших аэропортов России запатентованная технология биосорбции, которая позволяет вывести основную массу загрязнений и ЧАС на начальном этапе очистки, тем самым снижая нагрузку на очистные сооружения и позволяя очищать стоки в соответствии с требованием сброса в водоем рыбохозяйственного назначения.