Аэротехнический центр: только вперед — и при любой погоде
Существующая тенденция долгосрочного изменения климата требует нового подхода к проектированию, строительству и эксплуатации аэродромов и других объектов аэропортовой инфраструктуры. Особенно это касается аэродромов, работающих в сложных природно-климатических условиях, в том числе в Арктической зоне России, развитие которой находится под пристальным вниманием руководства страны, общественных и научных институтов.
— Это направление является приоритетным для отраслевой научно-исследовательской компании АО «НТК «АЭРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР», созданной более 20 лет назад с целью разработки и внедрения в практику строительства и эксплуатации аэродромов инновационных технологий и материалов, — рассказал генеральный директор предприятия, кандидат технических наук Виктор Вторушин.
Первым серьезным испытанием для специалистов АО «НТК «АТЦ» стал проект по восстановлению поверхности цементобетонного покрытия ИВПП аэропорта Якутска в условиях вечной мерзлоты и значительных перепадов температуры.
С 1998 по 2002 год сотрудники АО «НТК «АТЦ» выполнили проектные и ремонтно-строительные работы без закрытия аэропорта и перерыва в летной эксплуатации. Впервые в практике отечественного аэродромостроения в столь сложной природно-климатической зоне на поверхности ИВПП был уложен защитный коврик толщиной до 5 мм из полимерэпоксидного состава, разработанного специально для температурных условий Якутии.
Впоследствии специалисты центра участвовали в работе над проектами восстановления аэродромов Нерюнгри, Депутатский, Вилюйск, Мыс Шмидта, а также в аэропортах Омска и Иркутска. В копилке уникальных объектов АО «НТК «АТЦ» — строительство зимовочного комплекса и аэродрома на российской станции «Прогресс» в Антарктиде (2003-2012).
За последние два года компания значительно расширила свои компетенции: в частности, в ее структуре созданы испытательные лаборатории аэродромов, аккредитованные Росавиацией и Госавиарегистром МАК.
Кроме того, получила аккредитацию испытательная лаборатория по проверке качества материалов, предназначенных для эксплуатационного содержания и ремонта аэродромов в соответствии с ФАП 286 «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации...». С ее помощью выявляют наиболее эффективные материалы и в дальнейшем используют их в проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт аэродромов.
Большую долю в портфеле заказов АО «НТК «АТЦ» занимают работы по научно-техническому сопровождению проектирования и строительства аэродромов не только гражданской, но и государственной и экспериментальной авиации страны.
Опыт, накопленный АО «НТК «АТЦ» в вопросах проектирования, строительства и эксплуатации аэродромов в самых разных регионах и природно-климатических зонах, позволил компании в 2020 году открыть для себя совершенно новую сферу деятельности — отраслевое техническое регулирование.
В рамках данного направления по заданию Минстроя России были разработаны пять новых нормативных отраслевых документов — сводов правил. Большинство из них созданы впервые и регламентируют правила проектирования гидроаэродромов, а также аэродромов и посадочных площадок с покрытиями облегченного типа. Также они регламентируют правила организации геотехнического мониторинга при эксплуатации аэродромов в сложных природно-климатических условиях, правила обследования технического состояния аэродромов и правила производства работ при строительстве и реконструкции аэродромов.
В разработке ряда документов приняли участие ведущие отраслевые организации страны — ФГУП «АГА (А)», ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект». Все нормативные документы были согласованы Росавиацией, Минтрансом России и утверждены Минстроем России.
Большое внимание при работе над новыми документами было уделено включению в них инновационных технологий и материалов, обеспечивающих сокращение стоимости и сроков строительства объектов, а также продление их эксплуатационного ресурса.
Это является определяющим фактором развития и успешной эксплуатации аэродромной сети в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока, включая Арктическую зону страны.
— Мы постоянно находимся в развитии, а высокая компетентность наших специалистов в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов аэродромной сети в сложных природно-климатических условиях страны позволила нам сформировать портфель заказов на 2021 год, ориентированный на участие в реализации задач стратегии развития Арктической зоны в области модернизации аэродромной сети и совершенствования нормативной базы проектирования и строительства аэродромов, — подчеркнул Виктор Вторушин.