Экономика Донского региона ищет точки роста
Президент России Владимир Путин поставил амбициозную задачу – запуск нового инвестиционного цикла, в котором реальный рост инвестиций к 2030 году должен составить 70%. Взвешенная политика по введению ограничений, сохранение всех форм господдержки бизнеса и новые налоговые преференции оправдали себя: по итогам 2020 года объем валового регионального продукта в Ростовской области достиг 1,5 трлн руб. В текущем году в регионе планируется сохранить объем промпроизводства, объем строительных работ в жилищной и индустриальной сфере, частные инвестиции, экспорт продовольствия и продукции сельхозпроизводства на уровне прошлого года.
Основной задачей остается обеспечить устойчивый рост экономики и приток инвестиций.
Для этого регион сделал ставку на высокотехнологичные конкурентоспособные компании и создание условий для их дальнейшего роста, а также на новые индустрии и их локализацию в Ростовской области. Сегодня в донском инвестпортфеле свыше 600 проектов. Плановый объем инвестиций превышает 520 млрд руб.; будут созданы 35 тыс. новых рабочих мест. Прорывные проекты реализуются в высокотехнологичных сферах – обрабатывающей и пищевой промышленности, машиностроении, сельхозпроизводстве и др. Особенно важное значение имеет реализация крупных инфраструктурных проектов в строительной и транспортной отраслях.
Один из таких проектов – строительство Ростовского транспортного кольца – сети автодорог, которые сформируют новый транспортный каркас Ростовской агломерации. Объем инвестиций по всем этапам проекта составит не менее 156 млрд руб. Само же развитие агломераций имеет самое принципиальное значение для дальнейшего роста и жилищного, и индустриального строительства, и множества смежных отраслей.
Важнейшая задача на сегодняшний день – обеспечить развитие ростовской агломерации по уже сложившимся «пространственным лучам» – новочеркасскому, таганрогскому и азовскому, осуществляя сближение городов и районов, входящих в агломерацию. Для достижения этой цели создан межведомственный совет по развитию территорий.
Рост ростовской агломерации влечет необходимость развития как внутригородского, так и междугородного транспорта. Это значит, что модернизация и реализация программ Комплексного развития транспортных систем очень актуальна.
Эффективная пространственная политика создает неограниченные возможности для роста индустрии гостеприимства. Это еще один источник новых возможностей для экономики Дона.
В прошлом году россияне, ранее предпочитавшие отдых за рубежом, открыли для себя туристические продукты внутреннего рынка. В том числе самобытную Ростовскую область, которая входит в «золотую двадцатку», занимая в Национальном туристическом рейтинге 15–е место.
На узнаваемость региона работает созданный в 2017 году туристский бренд «Вольный Дон», удостоенный гран–при в номинации «Брендинг территории» на международном конкурсе «PROбренд–2020». В прошлом году впервые в постсоветской истории возобновлены круизные морские перевозки. По Дону и Азовскому морю прошел лайнер класса «река–море» – четырехпалубный теплоход «Мустай Карим».
Начиная с 2017 года значительные бюджетные инвестиции – свыше 2 млрд руб. в год – направляются на обустройство общественных территорий донских городов и сел. Говоря о пространственном развитии, нельзя обойти стороной принципиальную задачу по внедрению федерального стандарта комплексного развития территорий.
Это методическое руководство по освоению новых и реновации уже застроенных территорий призвано создать функционально разнообразные, компактные и безопасные города с комфортным жильем, высокой транспортной доступностью территории, отвечающие интересам жителей, бизнеса и власти.