Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

С «коронавирусным» штормом справились

Транспортная отрасль Ростовской области наращивает обороты

Донской край – крупнейший транспортный узел на Юге России, перекресток глобальных транспортных грузопотоков. Здесь представлены практически все виды транспорта, но  особую роль играет автомобильный, так как общая протяженность автодорог общего  пользования, проходящих по территории области, составляет более 35 тыс. км. Чтобы нарастить ключевые конкурентные преимущества транспортного комплекса, к его развитию необходимо подходить системно. О том, как отрасль пережила время пандемии и какие перед собой ставит задачи, рассказывает министр транспорта Ростовской области Владимир ОКУНЕВ.

- Владимир Владимирович, прошлый год оказался непростым для транспортного комплекса  страны из–за распространения COVID–19. Как вы оцениваете состояние этого сектора экономики в Ростовской области?

– Год прошел под знаком ограничений, введенных в связи с пандемией. Мы столкнулись с серьезным падением пассажиропотока, что, в свою очередь, сказалось на работе пассажирских транспортных предприятий и авиаперевозчиков. Это был довольно непростой год, но благодаря полученному опыту мы смогли сделать конкретные выводы и определить для себя приоритеты, которые станут основополагающими в работе в 2021 году. В первую очередь, это повышение безопасности работы транспортного комплекса, а также обеспечение высокой эффективности использования средств федерального и регионального бюджетов. Отдельно стоит отметить важность работы по формированию опорной сети автодорог и повышению эффективности функционирования пригородного пассажирского железнодорожного сообщения. Транспорт по–прежнему остается ключевым системообразующим звеном народного хозяйства, основой социально–экономического развития страны, и, следовательно, от эффективности работы предприятий дорожно–транспортной отрасли зависит дальнейшее экономическое благополучие Донского края.

 2 2 

В целом за 2020 год на развитие транспортного комплекса региона было направлено 19,5 млрд руб., из них более 87% – на дорожное хозяйство. В частности, на работы по содержанию дорог – 3,2 млрд руб. За этот период отремонтированы 504,5 км, капитально отремонтированы 142,8 км, реконструированы 21 км автодорог и 222 пог. м мостов и путепроводов. Для обеспечения бесперебойной транспортной связи особое внимание уделялось реконструкции участков автодорог в составе опорной сети региона. В частности, завершены работы по реконструкции I этапа подъездной автомобильной дороги к Ростовской АЭС в г. Волгодонске, введены в эксплуатацию участок автодороги  с. Самбек – г. Снежное в районе построенного военно–исторического музейного комплекса ВОВ «Самбекские высоты» и участок автодороги г. Миллерово – ст. Вешенская в Кашарском районе. Реконструированы аварийные мост и путепровод на автомобильной дороге г. Ростов–на–Дону – г. Ставрополь в Целинском и Кагальницком рай-онах. Реконструирован участок дороги г. Азов – с. Александровка – ст. Староминская протяженностью 4,1 км.

2 3

 – Если подробнее: каковы итоги реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2020 году и планы на 2021 год?

– На территории региона в рамках проекта БКАД определены три городские агломерации: Ростовская (общая протяженность дорог 2011 км), Шахтинская (1102 км) и Таганрогская (501 км). В рамках БКАД в области реализуются три региональных проекта: «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и «Безопасность дорожного движения». На реализацию проекта в целом предусмотрено более 42 млрд руб., за счет которых мы должны привести в нормативное состояние порядка 850 объектов.

В прошлом году в рамках регионального проекта «Дорожная сеть» выполнялись работы по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту на 200 объектах, шесть из которых со сроком реализации в 2020–2021 годах. На реализацию проекта предусмотрено 7,3 млрд руб. По состоянию на начало 2021 года работы завершены на 193 объектах. В целом нам удалось достичь целевых показателей. На 2021 год запланировано к освоению 6,4 млрд  руб., на которые будут выполняться строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт 148 объектов.

Неплохие результаты удалось получить в ходе выполнения мероприятий в рамках регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Его финансирование в 2020 году составило 874 млн руб. Указанные средства были направлены на организацию автоматических пунктов весогабаритного контроля и обеспечение контрактов на осуществление дорожной деятельности, предусматривающих выполнение работ на принципах контракта жизненного цикла.

Часть средств была направлена на приобретение программно–аппаратного комплекса для создания центра управления интеллектуальной транспортной системой Ростовской агломерации. В общем, если говорить о достижении целевых показателей, то в этом вопросе Ростовская область добилась поставленных целей. Более того, были перевыполнены значения по целому ряду показателей, в том числе по числу госконтрактов на осуществление дорожной деятельности с применением новых технологий; контрактов, осуществляемых на принципах контрактов жизненного цикла. На 2021 год запланировано освоить 220 млн руб.: область продолжит внедрение интеллектуальной транспорт-ной системы, размещение пунктов весогабаритного контроля и т. д.

Что касается регионального проекта «Безопасность дорожного движения», то в рамках  проекта из областного бюджета в текущем году будут выделены 265 млн руб. на на-несение дорожной разметки и установку барьерного ограждения на дорогах регионального значения.

В 2020 году нанесено порядка 6 тыс. км дорожной разметки и установлено 3,1 тыс. пог. м барьерного ограждения. Средства областного бюджета освоены в полном объеме.

– Одним из показателей успешного выполнения нацпроекта БКАД является снижение уровня ДТП на дорогах.

– Совершенно верно. В результате принимаемых мер в Ростовской области обеспечена устойчивая тенденция по снижению аварийности на автомобильных дорогах общего пользования. В рамках нацпроекта эта задача определена как важнейшая. К 2024 году показатель социального риска на автомобильных дорогах региона не должен превышать 9 человек на 100 тыс. населения.

Если обратиться к статистике: число ДТП в 2020 году уменьшилось на 22,1%, количество погибших – на 4,1%, раненых – на 25,5% в сравнении с 2019 годом. В целом по итогам прошлого года достигнут основной целевой показатель регионального проекта «Безопасность дорожного движения». Уровень социального риска в 2020 году составил 10,1 при его предельном значении 11,76. Кроме того, целевой показатель «Количество мест концентрации дорожно–транспортных происшествий (аварийно опасных участков) на дорожной сети» на автомобильных дорогах общего пользования Ростовской области за 2020 год составил 19 мест при плановых значениях 78.

Этого удалось достичь благодаря применению высокотехнологичных средств управления дорожным движением, разделению встречных транспортных потоков, нанесению разметки с применением термопластичных материалов. Помогло освещение аварийно опасных участков с их дальнейшим оборудованием комплексами фотовидеофиксации и многое другое.

Добавлю, что благодаря совместной деятельности Центра безопасности дорожного движения и Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления МВД России по Ростовской области за 2020 год нарушителям правил дорожного движения направлено более 2,7 млн постановлений на общую сумму штрафов 1,6 млрд руб. С 2019 года штрафы за нарушение правил дорожного движения направляются в дорожный фонд Ростовской области и расходуются на мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения.

– В прошлом году появился еще один проект – «Мосты и путепроводы». Какая ведется работа в регионе по этому проекту?

– Мосты и путепроводы – по-прежнему в фокусе внимания руководства региона. Объясняется это просто: большинство искусственных сооружений, расположенных на автомобильных дорогах Ростовской области, построены в 60–70–х годах прошлого века в соответствии с существующими в то время проектными нагрузками. Ежегодное увеличение интенсивности транспортного потока и количества грузового транспорта с превышением допустимых осевых нагрузок негативно влияет на состояние элементов конструкции искусственных сооружений. Определенная часть мостов и путепроводов, расположенных на автодорогах регионального, межмуниципального и местного значения, нуждаются в проведении ремонтных работ, которые необходимо выполнить уже в ближайшее время. Мы планируем выполнять работы по приведению их в нормативное состояние поэтапно, исходя из анализа состояния каждого объекта.

2 3 4

– Вы упомянули падение пассажиропотока в прошлом году. Можно назвать цифры?

– По итогам прошлого года, разумеется, в свете введенных ограничений, направленных на профилактику распространения новой коронавирусной инфекции, пассажирооборот в регионе снизился на 30,8%, по сравнению с 2019 годом. В настоящее время отрасль пассажирских перевозок проходит этап некой стабилизации, возвращения к показателям, которые были до введения ограничений. На сегодняшний день в области функционируют 1394 регулярных автобусных маршрута и 251 межрегиональный маршрут проходит по ее территории. При этом более 85% пассажиров перемещаются внутри городов. На долю пригородного сообщения приходится около 13% пассажиропотока, междугородного – менее 2%. Этот дисбаланс требует применения различных инструментов регулирования перевозок пассажиров для города и для сельской местности. Если в городах важным направлением является комплексная реализация мероприятий в соответствии с документами транспортного планирования, то для сельских территорий первостепенным является обеспечение доступности транспортных услуг и безубыточности пассажирских перевозок.

В числе основных задач, стоящих перед министерством транспорта, – повышение качества предоставляемых транспортных услуг для населения, в том числе для маломобильных групп, и создание условий для стимулирования транспортных предприятий к обновлению подвижного состава, повышение его экологичности, в том числе за счет использования природного газа (метана) в качестве топлива.

В настоящее время областной минтранс готовит пакет изменений в Областной закон от 25.10.2002 № 273 «Об административных нарушениях», которые позволят установить меры ответственности за неисполнение расписания движения и невыполнение всех предусмотренных рейсов, недовыпуск подвижного состава на линию и ряд других нарушений, допускаемых перевозчиками.

 

– Если продолжить тему агломераций: дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и УДС невозможны без разработки документов транспортного планирования. Ведется ли такая работа в регионе?

– Конечно. В текущем году мы планируем начать разработку программы комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексных схем организации транспортного обслуживания населения Ростовской области. Как эффективную можно оценить работу городского центра управления пассажирскими перевозками Ростова–на–Дону. Сегодня для решения задач по управлению движением требуется объединение различных уже созданных модулей в единую интеллектуальную транспортную систему с ее доработкой, масштабированием на Ростовскую агломерацию, а в дальнейшем и на Ростовскую область в целом. Мы уже начали создание ИТС агломерации.

На эти цели до 2023 года выделены средства федерального бюджета, ведется закупка необходимого оборудования и программного обеспечения.

2 3 Фото 6

– Важнейшим элементом транспортной инфраструктуры Ростовской области является железнодорожный транспорт. Каковы показатели его работы?

– Напомню, что плотность железнодорожной сети в регионе в 3,6 раза превышает значение этого показателя по России (182 км на 1000 кв. км). Около трети объема перевозок грузов и пассажиров, осуществляемых на территории Южного федерального округа, приходится на Ростовскую область. Северо–Кавказская железная дорога является не только крупнейшим налогоплательщиком и инвестором, но и нашим надежным стратегическим партнером. Это позволяет нам находить решения самых сложных вопросов.

Одним из самых значимых проектов, реализуемых ОАО «РЖД» на территории Ростовской области, является реконструкция участка Морозовская – Волгодонская. В рамках этого проекта на участке длиной 90 км восстановлены пути и модернизированы устройства электрической централизации на станциях Кумшалек, Кутейниковская и Черкасская. Модернизация способствовала вводу принципиально новой для сети железных дорог России технологии разделения железнодорожных потоков на преимущественно пассажирское и преимущественно грузовое направления. Так, на этом участке увеличена пропускная способность до 25 пар поездов в сутки, что позволило осуществить переключение с направления Лихая – Ростов части транзитного грузового потока и дополнительно организовать движение пассажирских маршрутов – поездов дальнего следования, курсирующих через станцию Волгодонская.

В целях организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом дальнего следования в 2020 году организовано движение поезда по направлениям Астрахань – Адлер – Астрахань и Адлер – Санкт–Петербург с промежуточной остановкой на железнодорожном вокзале «Волгодонская». Теперь у жителей г. Волгодонска вновь появилась возможность отправиться в Москву, Санкт–Петербург и Адлер железнодорожным транспортом.

Кстати, в области железнодорожный транспорт традиционно связан с водным, так как основным направлением сосредоточения потоков грузов являются порты. По итогам работы портов Ростовской области грузооборот с учетом транзитных грузов в 2020 году составил 39,7 млн тонн, что на 4% больше, чем в 2019 году (38 млн тонн). Следует отметить, что этот показатель напрямую зависит от климатических условий и работ по обеспечению гарантированных глубин. Сегодня на территории области реализуются мероприятия по дноуглублению, что, в свою очередь, позволяет обеспечить стабильную и безопасную работу воднотранспортного комплекса Азово–Донского бассейна.

– Что можно сказать о пригородных пассажирских перевозках?

– Сегодня на территории Ростовской области пригородные пассажирские перевозки осуществляет АО «Северо–Кавказская пригородная пассажирская компания». Перевозка пассажиров осуществляется по 20 маршрутам. В прошлом году продолжалось обновление парка подвижного состава: в рамках инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги» были приобретены три новых поезда серии РА–3 в трехвагонном исполнении, которые переданы в аренду АО «Северо–Кавказская пригородная пассажирская компания». Новые поезда имеют современный внешний вид, комфортабельный пассажирский салон, оборудованы системой кондиционирования, а также специальным оборудованием для перевозки маломобильных групп населения. Сейчас эти поезда курсируют на участках Ростов – Сальск – Волгодонск.

Немаловажно, что затраты на модернизацию не легли на плечи потребителей услуг в сфере пригородных железнодорожных перевозок. В текущем году правительством Ростовской области предусмотрены средства на возмещение недополученных доходов перевозчика от государственного регулирования тарифа, включая расходы на приобретение подвижного состава в размере 380 млн руб. Всего  с 2010 года пригородной компании из областного бюджета было выплачено более 3,6 млрд руб.

С 2016 года реализуется проект «Городская электричка». Динамика роста пассажиропотока в первые годы реализации этого проекта впечатляет: ежегодный прирост

составлял более 50%. В 2020 году городской электричкой воспользовались 109,5 тыс. человек, пассажиропоток вырос на 12%. Сегодня маршруты городской электрички охватывают 18 остановочных пунктов с 40 пассажирскими платформами, двумя вокзалами (Ростов–Пригородный и Сельмаш) и пятью пассажирскими павильонами.

– Авиация стала одним из самых пострадавших сегментов транспорта на фоне коронавируса. Как пережили этот период аэропорт «Платов» и его базовый перевозчик – авиакомпания «Азимут»?

– Действительно, пандемия серьезно отразилась на устойчивости авиационной отрасли. Пассажиропоток международного аэропорта «Платов» за 2020 год составил 2,086 млн пассажиров, что на 31% меньше, чем в 2019 году. В то же время базовой авиакомпании аэропорта – авиакомпании «Азимут» – удалось сохранить более половины объемов перевозок в то время, когда в среднем по отрасли падение достигало 90%. Это стало возможным благодаря тому, что авиаперевозчик принял антикризисный план, предусматривающий сокращение расходов. Более того, авиакомпании удалось пополнить свой флот двумя новыми воздушными судами Sukhoi Superjet 100 улучшенной модификации SSJ100–95LR (Long Range) с увеличенной дальностью полета. Таким образом, общее число бортов авиакомпании достигло 13 В прошлом году «Азимут» выполнял рейсы из аэропорта «Платов» по 26 направлениям (в 2019 году – по 25), по всей сети маршрутов перевезены 1,221 млн пассажиров (в 2019 году – 1,248 млн).

На развитие воздушных пассажирских перевозок и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации, а так-же расширение географии полетов из аэропорта «Платов» в 2020 году направлены 311,4 млн руб. средств областного бюджета. Из бюджета Ростовской области в 2020 году субсидировались рейсы из аэропорта «Платов» по следующим на-правлениям: Астрахань, Волгоград, Грозный, Казань, Калининград, Махачкала, Минеральные Воды, Нижнекамск, Нижний Новгород, Омск, Самара, Сочи.

– Какие стоят задачи по развитию транспортной инфраструктуры в 2021 году?

– На развитие транспортного комплекса в 2021 году планируется направить 20,8 млрд руб., в том числе на дорожное хозяйство – 19,1 млрд руб. На всей сети планируется отремонтировать и капитально отремонтировать 436 км автодорог (348 км регионального и межмуниципального, 88,2 км – местного значения), а также построить и реконструировать 47 км автодорог. Приоритетной задачей на ближайшие годы остается строительство III очереди Северного обхода Ростова–на–Дону протяженностью 12,6 км, входящего в проект под условным названием «Ростовское транспортное кольцо», реализуемый по поручению губернатора Ростовской области и получивший одобрение Президента Российской Федерации. Реализация этого проекта синхронизирована со строительством транспортной развязки в разных уровнях на 9–м км федеральной трассы А–280 Ростов–на–Дону – Таганрог. Одновременный ввод в эксплуатацию этих двух объектов запланирован на конец 2022 года.

Также в рамках создания Ростовского транспортного кольца активными темпами продолжатся работы по реконструкции Южного подъезда к г. Ростову–на–Дону и строительству новой автомобиль-ной дороги в обход г. Аксая с ре-конструкцией участков федеральной трассы М–4 «Дон». В декабре 2020 года был введен в эксплуатацию участок автодороги км 1024 – км 1036 Тогда же был определен подрядчик по проектированию Западной хорды – составной части Ростовского транспортного кольца. Новая трасса протяженностью13,5 км пройдет по западной границе микрорайона Левенцовского в обход железнодорожной станции Первомайская с переходом через реку Дон по существующему мосту на улице Всесоюзной.

Таким образом, Западная хорда позволит решить уже назревшие транспортные проблемы Левенцовки и прилегающих территорий Мясниковского района, а также урегулировать ситуацию с транзитным транспортом. Работы по проектированию Западной хорды должны быть завершены до конца июля 2022 года.

На региональной сети автомобильных дорог в 2021–2022 годах будет производиться II этап реконструкции подъездной автомобильной дороги к Ростовской АЭС в г.Волгодонске протяженностью 11,2 км. Его строительство позволит жителям передвигаться по современной четырехполосной автодороге, отвечающей всем нормам безопасности. По поручению губернатора Ростовской области планируется приступить к реконструкции двух участков автомобильной дороги г. Миллерово – ст. Вешенская в Боковском районе протяженностью 18,1 км и ликвидировать два аварийных моста в Песчанокопском районе. В рамках БКАД планируется начать реконструкцию еще одного участка автомобильной дороги г. Азов – с. Александровка – ст. Староминская (км 41 – км 51) протяженностью 10 км. На всех объектах запланировано использование современных материалов, отвечающих требованиям технического регламента Таможенного союза. Особое внимание будем уделять контролю качества и своевременности выполнения строительно–монтажных работ на объектах посредством привлечения специализированных лабораторий, обладающих необходимым оборудованием.

2 3 7

В целом можно сказать, что ситуация в транспортной отрасли Ростовской области в целом стабилизируется после «коронавирусного» шторма. Нам предстоит не только достичь тех показателей, которые демонстрировал дорожно–транспортный комплекс Донского края до введения ограничительных мер, но также сделать выводы и учесть полученный опыт в дальнейшей работе.


просмотры:

700

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться