Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Строительство обхода Ростова–на–Дону набирает обороты

Протяженность автомобильной дороги М–4 «Дон» в границах территории Ростовской области составляет 354 км. Государственная компания «Российские автомобильные дороги», в доверительном управлении которой находится М–4, системно модернизирует магистраль. В настоящее время все силы подрядных организаций сосредоточены на строительстве обхода Ростова–на–Дону. Если взятые темпы сохранятся, работы  будут завершены раньше срока. Водители получат возможность на скорости проезжать ранее проблемный участок, который тормозил трафик и отрицательно влиял на безопасность дорожного движения.

КАК ЗИМУЕТ МАГИСТРАЛЬ

Магистраль М–4 «Дон» хорошо знают россияне, которые совершают автопутешествия на Черноморское побережье. И хотя основной трафик заметно возрастает именно в летние месяцы, зимой и в межсезонье работы по обеспечению пропускной способности и безопасности проезда по этой дороге не прекращаются ни на один день. Ведь М–4 «Дон» является основной артерией, которая соединяет регионы страны с транспортной системой Юга России, Крыма, Северокавказского региона. На сегодняшний день среднесуточная среднегодовая интенсивность в районе Ростова–на–Дону достигает 70 тыс. автомобилей в сутки, а пиковая в летний сезон – 106 тыс., что в несколько раз выше нормативной. Свой вклад в трафик вносят федеральные автодороги Р–272 и А–260, которые выходят на М–4 на 938–м и 944–м километрах.

Особенность в том, что в Ростовской области наблюдаются один из самых высоких показателей переходов через ноль и непредсказуемые выходки стихии. Это осложняет ситуацию на дороге и требует от служб эксплуатации повышенной готовности: 100%–ной обеспеченности спецтехникой, противогололедными материалами и пр. В зимний период ситуация осложняется из–за фур, вывозящих сельскохозяйственную и иную продукцию из южных регионов России. Большая часть происшествий вызвана тем, что грузовое транспортное средство не может въехать на гору или спуститься с нее даже при нормативных осадках. Водитель начинает тормозить на плохой резине, прицеп разворачивает, и фура перекрывают дорогу, собирая километровые пробки. Самые тяжелые участки – это спуски и подъемы, в частности, в районе городов Миллерово, Каменск–Шахтинский, рассказал директор Ростовского филиала ГК «Автодор» Александр Емельянов.

Решение проблемы специалисты видят в том, чтобы обязать собственников грузовых автотранспортных средств и автобусов менять летнюю резину на зимнюю. Пока же основная работа по предотвращению и ликвидации последствий ложится на дорожные службы. Для этих целей полгода назад было принято решение оснастить одну из подрядных дорожных организаций парком грузовых эвакуаторов в количестве шести машин. Они оборудованы всем необходимым, начиная от лебедки и заканчивая кислородом (он необходим, когда блокируется вся тормозная или другая система, и сдвинуть транспортное средство невозможно). В непогоду такие эвакуаторы бесперебойно дежурят на спусках и подъемах, готовые оказать необходимую помощь. В экстренных случаях приходится разбирать барьерное ограждение. «Эвакуация транспортного средства с проезжей части не входит в наши функции, – объяснил Александр Емельянов. – Однако мы выполняем эту работу: чем быстрее ликвидируешь затор, тем быстрее дорожники смогут расчистить проезжую часть и восстановить безопасный проезд по магистрали».

ПОВЫШАЯ КОМФОРТ И БЕЗОПАСНОСТЬ

Важным показателем того, что усилия оператора не напрасны, является статистика по уровню ДТП. Это число последовательно снижается несколько лет подряд на участке дороги в границах Ростовской области. Число ДТП по итогам 2020 года снизилось на 31,9%, раненых – на 39,5%, погибших – на 36%. Основную часть ДТП составляют происшествия, связанные со столкновениями, в которых погибли 169 и были ранены 30 человек. В том числе с выездом на полосу встречного движения – 8 ДТП, в которых погибли 11 и ранены 22 человека. Пять из восьми ДТП с выездом на полосу встречного движения произошли на участках реконструкции км 1024 – км 1036 и км 1072 – км 1091. Остальные связаны с грубым нарушением правил дорожного движения, игнорированием требований дорожных знаков и усталостью водителей. Важно отметить, что ДТП по причине недостатков транспортно–эксплуатационного состояния дороги не было вообще.

То есть неубранная или необработанная проезжая часть не стала причиной возникновения аварий ни в одном из ДТП.

При этом в 2020 году на 79% снизилось число ДТП, совершенных по причине наезда на стоящее транспортное средство. Это стало возможным благодаря полноценному применению системы автоматической фиксации нарушений правил парковки «Паркон». Под эти цели были оборудованы несколько автомобилей одной из подрядных организаций. Они выезжают на место, производят фотовидеофиксацию нарушения, и затем эта информация передается в ЦАФАП ГБДД для вынесения постановления. Необходимость этой инициативы в госкомпании объясняют тем, что возросло число участников движения, которые останавливаются в неположенном месте. Это касается водителей как легковых автомобилей, так и большегрузного транспорта, которые паркуются на обочине с целью отдохнуть, размяться или даже пообедать. Между тем остановка на скоростной автомагистрали вне специально выделенных зон строго запрещена. В этом смысле цель оправдывает средства: налицо положительный эффект.

Еще одни показатель работы оператора – снижение мест концентрации ДТП. Оно последовательно снижается вот уже несколько лет: если в 2016 году их было 33, то в 2019–м – 10, в 2020–м – вообще 6. Конечно, поведение участников движения иногда трудно предугадать или проанализировать, так что аварийно опасные участки образуются в других локациях. В прошлом году их было 20, причем 6 из них – вновь образованные. Госкомпания принимает все возможные меры к их уменьшению (установка знаков, барьерного ограждения, освещения и т. п.), но по ряду участков технические меры уже исчерпаны. Ведь невозможно повесить камеры фотовидеофиксации через каждый километр? Решением здесь должно быть повышение культуры вождения самих водителей, уверен Александр Емельянов. «Важно подчеркнуть, что снижение числа ДТП в целом было бы невозможно без всестороннего сотрудничества с УГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области. Служба заняла очень конструктивную позицию, потому что все мы хорошо понимаем, что безопасность на дорогах – это наша общая цель», – отметил он.

ОБХОД РОСТОВА–НА–ДОНУ

В настоящее время все внимание заказчика сосредоточено на продолжении строительства обхода Ростова–на–Дону и города–спутника Аксая. Объект разделен на несколько этапов. Существующая дорога реконструируется на участках км 1072 – км 1091 (первый и второй этапы) и км 1024 – км 1036 (третий этап). Участок км 1036 – км 1072 – это строительство новой дороги (четвертый и пятый этапы). Особенностью проекта является то, что геометрические параметры (план, продольный профиль и поперечные профили на участке), конструкция дорожной одежды, водоотвод запроектированы по специальным техническим условиям. Кроме того, на всем протяжении участка дороги предусматриваются устройство электроосвещения, монтаж сетчатого ограждения и установка барьерного ограждения.

Первым был введен в эксплуатацию участок км 1024+000 – км 1036+823 (пос. Новоперсиановка Октябрьского района – Новочеркасская развязка на М–4 «Дон»). Подрядчику – АО «Донаэродорстрой» – удалось завершить работы в рекордно короткие сроки – на девять месяцев раньше, чем было предусмотрено контрактом. В рамках проекта дорога была доведена до параметров категории IА, построены мост через реку Тузлов и путепровод через ул. Советская общей протяженностью 240 пог. м. Та же подрядная организация в настоящее время занимается реконструкцией автодороги на км 1072+321 – км 1079+943, км 1081+866 – км 1091 (развязка на г. Волгодонск на М–4 «Дон» – пос. Суходольск Азовского района). Работы развернуты на всем протяжении участка. В частности, завершается переустройство магистральных газопроводов и линий электропередачи. Реконструкция включает строительство путепровода через «Сальское кольцо». Завершение работ по договору в декабре 2022 года, однако есть вероятность, что дорожники повторят свой рекорд и сдадут его в эксплуатацию раньше.

Самым сложным по многим параметрам специалисты называют участок строительства М–4 «Дон» на участке км 1036+823 – км 1072+321 (обход г. Аксай, Новочеркасская развязка на М–4 «Дон» – развязка на г. Волгодонск на М–4 «Дон»). Проектом предусматривается строительство четырехполосной автомобильной дороги категории IA, а также возведение мостов через реки Дон и Аксай, трех транспортных развязок со съездами, путепроводов и пешеходных переходов. Узлы появятся на пересечении с имеющимся участком трассы М–4 «Дон» на км 1072 и с дорогами «Подъезд к Новочеркасску» на км 1038, Аксай – Большой Лог – Новочеркасск на км 1051. Кроме того, будут построены пункт взимания платы, малые мостовые переходы через Монастырское озеро и реку Черкасскую, различные путепроводы и т. д.

ЧАСТЬ КОЛЬЦА

В настоящее время подготовка территории на объекте строительства завершена, и подрядчик – ООО «НПС АКСАЙ» (стратегический партнер ООО «Трансстроймеханизация») – продолжает активные строительные работы. В частности, идет сооружение опор уникального моста через реку Дон. Это самое крупное искусственное сооружение на новом участке обхода Ростова–на–Дону – его протяженность составляет 1901 м, длина судоходного пролета – почти 150 м. На 10 из 24 опор работы уже завершены, на месте остальных идет устройство свайных фундаментов. Особенность этого этапа заключается в довольно сложных гидрогеологических условиях: из–за близости к водоемам требуется создание комплексной системы водоотводов по ходу трассы. Это водопропускные трубы, дренажно–оросительные системы, дождеприемные колодцы, локальные очистные сооружения и т. п. Также дорожники произведут полную замену грунтов и армирование земляного полотна, обустроят необходимый стабилизационный слой на 19–километровом участке.

Без названия 2

«Задача 2021 года – завершить укладку земляного полотна в пойме реки, чтобы оно устоялось, – уточнил Александр Емельянов. – И уже в следующем году можно укладывать слои дорожной одежды. Мы сформировали и согласовали свою производственную программу и сейчас идем в графике, никаких отставаний и сбоев нет». По проекту этот отрезок дороги должны сдать в 2024 году, но подрядчики уже традиционно намерены ввести его в эксплуатацию с опережением графика – в 2023–м. Эти довольно амбициозные планы было бы сложно выдержать без всесторонней поддержки местной администрации.

Напомним: строительство обхода Аксая является частью федерального проекта «Коммуникации между центрами экономического роста» национального проекта «Модернизация и расширение магистральной инфраструктуры». Кроме того, планируется, что участок км 1036 – км 1072 может стать частью масштабного проекта – строительства Ростовского кольца – сети автодорог, которые сформируют новый транспортный каркас Ростовской агломерации.

Необходимо добавить, что на обходе Ростова–на–Дону появятся объекты сервиса. В частности, такие планы есть у ПАО «Нефтяная компания «Лукойл», которое собирается разместить здесь две многофункциональные зоны (в прямом и обратном направлениях). Как показывают исследования, локация Ростовской области становится критической для водителей, возвращающихся в Москву с курортов Черноморского побережья. Именно здесь ощущаются первые признаки усталости, которые влияют на внимание и концентрацию, что в свою очередь может стать предпосылкой к ДТП. Полное же завершение строительства обхода Ростова–на–Дону поможет сократить время в пути от Москвы до Сочи на несколько часов. Впрочем, даже после ввода его в эксплуатацию на М–4 «Дон» продолжится модернизация. На очереди – следующие участки: комплексное обустройство на участке км 777 – км 933, а также реконструкция участка км 933 – км 1024, который пока находится в стадии разработки проектной документации.


просмотры:

566

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться