Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Оставить след в истории

АО «Донаэродорстрой» отмечает юбилей

В этом году 65 лет со дня основания отмечает АО «Донаэродорстрой» (входит в группу строительных компаний «Дон»). За это время в Ростовской области и других регионах построены тысячи километров дорог, возведены сотни значимых объектов. Компания из года в год подтверждает статус одного из лидеров дорожно–строительной отрасли и укрепляет заложенные когда–то традиции: применение современных материалов и технологий при неизменно высоких стандартах качества и производства. Но самый главный результат работы дорожников – это тот след, который они оставили в истории страны: хорошие дороги, которые нужны как современникам, так и будущим поколениям.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Предприятие было образовано в 1956 году. Военные строители 8–й войсковой дивизии после Победы приступили к строительству новой автодороги, которая связала Ростов–на–Дону с Баку. Осенью 1956 года предприятие было переименовано в Управление строительства № 15. Первым его заданием было создание опорной сети межгородских и межпоселковых дорог Ростовской области. Быть может, именно военные корни сделали принципы четкого выполнения поставленных задач главными в работе дорожников. Затем предприятие было переименовано в трест «Дондорстрой». Дорожники возвели ключевые участки государственных автодорог Москва – Волгоград, Москва – Харьков – Симферополь, Ростов–на–Дону – Орджоникидзе, а также аэропорты Волгограда, Таганрога, Волгодонска, Ростова–на–Дону, взлетно–посадочную полосу в станице Вешенская.

14 15 3

Более чем за полвека своей биографии предприятие пережило несколько реорганизаций, и все они были связаны с этапами становления страны. 1990–е года прошлого века поставили под вопрос само выживание организации в новых экономических условиях. Она могла повторить судьбу многих других, которые не выдержали испытаний и ушли с рынка. Знаковым для компании стал 1991 год: трест стал акционерным обществом и был переименован в Донаэродорстрой. Второе дыхание компании связывают с именами Алексея Кнышова, Николая Имедашвили и Владимира Кирсанова – управленцев и инвесторов, которые смогли найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации.

14 15 2

Начиная с 2000–х годов новому руководству удалось постепенно сформировать эффективную структуру предприятия, нарастить производственные мощности и расширить географию присутствия. Одной из визитных карточек организации стала автомобильная дорога М–4 «Дон» – она была реконструирована силами компании в границах Ростовской области, на участке общей протяженностью 342 км. Дорога третьей технической категории с шириной дорожного полотна 7 м и двумя полосами движения превратилась в главную транспортную магистраль, связывающую север страны с югом. В числе других значимых объектов – восточный и западный обходы Ростова–на–Дону, обходы Семикаракорска и Новочеркасска, участок автодороги Морозовск – Волгодонск с мостом через Дон, участки федеральных трасс М–23 Ростов–на–Дону – Таганрог – граница с Украиной и М–6 «Каспий».

ПАНДЕМИИ ВОПРЕКИ

В настоящее время АО «Донаэродорстрой» входит в группу строительных компаний «Дон» и выполняет полный комплекс дорожно–строительных работ, реализуя проекты любой сложности. Ежегодно силами предприятия строятся, реконструируются или капитально ремонтируются более 100 км федеральных и региональных дорог. Конечно, на повестке дня последние два года – COVID–19. Пандемия оказала существенное влияние на многие сегменты экономики. «2020 год оказался непростым для всей страны, и в том числе для дорожной отрасли, – отметил генеральный директор АО «Донаэродорстрой» Владимир Иванов. – Из–за распространения коронавирусной инфекции часть организаций закрылась или приостановила свою деятельность, другие перевели своих сотрудников на удаленный режим. Однако дорожно–строительные организации были отнесены к непрерывно действующим, поэтому мы продолжали работать». Более того, летом 2020 года Донаэродорстрой был включен в перечень системообразующих организаций российской экономики.

Конечно, пришлось внести коррективы в текущую деятельность: на предприятии были предприняты все меры безопасности и выполнялись все требования Роспотребнадзора. В частности, были усилены санитарные меры, закуплено необходимое количество средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств для обработки офисных и производственных помещений. На территории рабочих городков, расположенных в Ростовской и Волгоградской областях, в Краснодарском крае и других регионах, проводили тщательную дезинфекцию жилых и производственных помещений. Все эти меры позволили пережить локдаун без потерь. К настоящему времени все сотрудники прошли уже несколько тестирований на коронавирус.

14 15 4

Несмотря на все сдерживающие факторы, Донаэродорстрою удалось не только не сбавлять темпов работ по сравнению с прошлым годом, но и перевыполнить намеченные планы. Так, в настоящее время в портфеле контрактов компании несколько крупных проектов, среди которых – реконструкция трассы М–4 «Дон» в рамках строительства I и II этапов обхода Аксая, первая  очередь дорожного обхода города–героя Волгограда, дальнего западного обхода Краснодара, а также северный обход Ростова–на–Дону. Общая стоимость портфеля контрактов в 2020 году составила порядка 20,2 млрд руб. Такого же показателя в компании намереваются достигнуть и в текущем году.

ОБХОД АКСАЯ

Многие годы АО «Донаэродорстрой» остается стратегическим партнером Государственной компании «Автодор», которая занимается оперативным управлением федеральной автомобильной дороги М–4 «Дон». В настоящее время важнейшим инфраструктурным проектом на территории Ростовской области является строительство обхода города Аксай. Строительство разделено на несколько этапов, АО «Донаэродорстрой» является генеральным подрядчиком на двух из них. В частности, это реконструкция дороги на участках км 1072 – км 1091 километр (первый и второй этапы) и км 1024 – км 1036 (третий этап), рассказал Владимир Иванов.

В декабре 2020 года был введен в эксплуатацию участок км 1024+000 – км 1036+823 (пос. Новоперсиановка Октябрьского района – Новочеркасская развязка на М–4 «Дон»). Причем в рекордно короткие сроки – на год раньше предусмотренных контрактом. Участок протяженностью 12,5 км был доведен до параметров высшей технической категории с шестью полосами движения. Ранее на этом участке в период летних отпусков ежегодно фиксировалась предельно высокая нагрузка, из–за которой на трассе возникали пробки. «Такие результаты достигнуты благодаря применению современной техники и технологии производства работ, внедрению автоматических систем управления дорожно–строительной техникой и автоматизации асфальтобетонных и бетонных заводов, а также благодаря совершенствованию организации труда, – прокомментировал Владимир Иванов. – Наши технологические решения обеспечивают выполнение работ в заданные сроки, наиболее экономичными, энергосберегающими методами».

14 15 5

В настоящее время продолжаются работы по реконструкции участка км 1072+321 – км 1079+943, км 1081+866 – км 1091 (развязка на г. Волгодонск на трассе М–4 «Дон» – пос. Суходольск Азовского района). Работы развернуты на всем протяжении: завершается переустройство магистральных газопроводов и линий электропередачи, на объекте задействованы порядка 40 единиц специальной строительной техники и более 50 квалифицированных специалистов. С апреля начнется активная фаза строительства. Проектом предусматривается возведение надземного пешеходного перехода и восьми мостов и путепроводов, в том числе путепровода со съездами через кольцевую развязку «Сальское кольцо» на км 1084. Путепровод станет частью основного хода М–4 «Дон». Уже установлены пять опор с балками. Завершение работ по договору – в декабре 2022 года, однако есть вероятность, что дорожники повторят свой рекорд и сдадут его в эксплуатацию раньше.

14 15 6

СЕВЕРНЫЙ ОБХОД РОСТОВА–НА–ДОНУ

Не менее значимый объект для Ростовской области – строительство северного обхода города Ростова–на–Дону, на котором АО «Донаэродорстрой» также является генеральным подрядчиком. Итоги конкурса стали известны в начале февраля 2021 года, и уже в марте дорожники вышли на объект. Особенностью реализации проекта была необходимость выноса из зоны строительства и переустройства инженерных коммуникаций: двух высоковольтных линий электропередачи, трех ниток магистральных газопроводов и одного нефтепровода. После того как принципиальные вопросы были урегулированы, дорожники приступили к работам: в настоящее время на всем протяжении участка они очищают площадку от леса, снимают почвенно–растительный слой. Задействованы порядка 15 единиц различной спецтехники.

Строящаяся трасса северного обхода Ростова–на–Дону протяженностью около 12,75 км проходит между автодорогами Ростов–на–Дону – Родионово–Несветайская – Новошахтинск и Ростов–на–Дону – Таганрог, в обход села Чалтырь на территории Мясиковского района. Участок обхода включает в себя два мостовых сооружения: путепроводы общей длиной 192,11 м. При пересечении с автомобильной дорогой Красный Крым – Султан–Салы проектом предусмотрено возведение транспортной развязки, далее трасса пройдет по новому направлению до плавного слияния с транспортной развязкой на 9-м км федеральной автодороги А–280. Кроме того, на северном обходе установят наружное освещение, шумозащитные акустические экраны, металлическое барьерное ограждение и системы организации дорожного движения.

14 15 7

Если говорить об используемых материалах, то в проекте заложено применение ЩМА–15. Весь объем асфальтобетонной смеси производится на заводах Донаэродорстроя по рецептам собственной аккредитованной лаборатории. Такое покрытие имеет высокую износостойкость, длительный срок эксплуатации и низкий показатель уровня шума при движении транспорта. Оно остается стабильным при механических воздействиях и характеризуется повышенным коэффициентом сцепления шин с поверхностью дороги. По договору все дорожно–строительные работы на северном обходе Ростова–на–Дону необходимо выполнить до декабря 2022 года, рассказал первый заместитель генерального директора Сергей Зубанов.

ОБХОД КРАСНОДАРА

Еще один масштабный проект на М–4 «Дон» строится силами Донаэродорстроя – дальний западный обход Краснодара (ДЗОК) в Краснодарском крае. Долгосрочное инвестиционное соглашение на строительство, ремонт и эксплуатацию ДЗОК заключено с Госкомпанией «Автодор» в августе 2020 года. Проект реализуется в рамках поручения Президента России по формированию ближних и дальних автомобильных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив. Протяженность новой платной дороги составит 51 км, она свяжет М–4 «Дон» с трассой А–289 (Краснодар – Славянск–на–Кубани). Это будет четырехполосная дорога высшей технической категории с расчетной скоростью 120 км в час с разделенными встречными потоками. Проектом предусмотрено строительство трех развязок, четырех мостов и девяти путепроводов. Новая трасса будет готова в 2023 году. Ожидаемая интенсивность движения – 30 тыс. автомобилей в сутки.

В настоящее время на объекте продолжается устройство насыпи основного хода дороги. С начала возведения объекта было завезено более 1,4 млн тонн песчаного грунта для формирования земполотна. Специалисты забивают сваи мостов и путепроводов, обустраивают подъездные пути. На всем протяжении новой магистрали устроят освещение. В границах полосы отвода с двух сторон в районе станиц Новотитаровская и Нововеличковская разместят многофункциональные зоны дорожного сервиса.

В непосредственной близости от места строительства, в станице Новотиторовской, уже возведен асфальтобетонный завод Amomatic. Он предназначен для производства 4 тыс. тонн асфальтобетонной смеси в сутки. Удобная логистика позволит сократить время на транспортировку готовой продукции. Как и все остальные АБЗ, Amomatic имеет компьютерную систему управления всеми технологическими процессами с наличием всех дополнительных систем дозирования и подачи в смеситель минерального порошка, различных стабилизирующих добавок, позволяющих улучшить сцепление каменных материалов с битумом. Такая установка позволяет выпускать практически весь спектр современных асфальтобетонных смесей. Для бесперебойного обеспечения поставок на дорожно–строительные объекты на территории асфальтобетонных заводов поддерживается необходимый запас строительных материалов.

ОБХОД ВОЛГОГРАДА

География присутствия компании не ограничивается Ростовской областью и Краснодарским краем. В настоящее время силы предприятия сконцентрированы еще на одном важном объекте – обходе города–героя Волгограда. Строительство обхода общей протяженностью около 70 км разделено на три этапа. Первая, 12–километровая очередь дороги включает три современные транспортные развязки с выездами на федеральную трассу Р–22 «Каспий», региональную автодорогу Волгоград – Котельниково – Сальск и въезд в областной центр, а также новый мост через канал. Новое сооружение позволит разгрузить действующий мостовой переход в Красноармейском районе и перенаправить транзитный поток на участок объездной дороги, что снимет транспортное напряжение и позволит приступить к основательному ремонту старого сооружения.

В настоящее время на территории Светлоярского района Волгоградской области в рамках первого этапа продолжаются работы по сооружению автомобильной дороги и двух транспортных развязок, строители возводят насыпь из песка. Выполнено около 40% земляной насыпи, для чего перевезено уже 1,5 млн кубометров грунта. На начало марта на объекте были сооружены 18 из 24 опор моста через Волго–Донской судоходный канал, мостовики собрали порядка 20% металлоконструкций будущих пролетов сооружения. А для возведения путепровода в составе транспортной развязки забиты 264 железобетонные сваи – половина от необходимого. Также ведутся работы по сборке армокаркасов опор. Переустроена почти треть инженерных коммуникаций, проходящих по территории объекта. В настоящее время в работах задействованы более 80 единиц грузовой техники: экскаваторы, погрузчики, бульдозеры, вездеходы–самосвалы, краны, автогрейдеры и грунтовые катки.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ

Одним из непременных условий для участия в нацпроектах и других программах федерального уровня является наличие собственных мощностей. В структуру Донаэродорстроя входят девять производственных участков, десять АБЗ, пять заводов по производству бетона, столько же подъездных железнодорожных путей, шесть сертифицированных дорожных лабораторий, десять битумохранилищ большой емкости. Есть также собственная база по производству инертных материалов. Группа компаний «Дон» располагает собственными карьерами по добыче известнякового и песчаного щебня, суглинка и строительного песка на территории Ростовской области и Краснодарского края. В конце 2020 года был приобретен второй электрический земснаряд по добыче песка на карьере «Дорожный», который располагается на территории Аксайского района. В 2021 году двумя земснарядами планируется добыть порядка 900 тыс. кубов песка. Также была приобретена дополнительная специальная техника на карьер – бульдозеры, погрузчик, экскаватор, автосамосвалы.

Всего в автопарке предприятия насчитываются более тысячи единиц техники как отечественных, так и мировых брендов. И парк техники постоянно пополняется: новинка прошлого года – автосамосвал Volvo FMX на шасси 8х4 Tridem. Он представляет собой трехосную тележку с внедорожной пневмоподвеской, обладающей тем же дорожным просветом, что и рессорный аналог, но при этом существенно превосходящей его по ряду характеристик. В целом техническая и технологическая оснащенность и производственная база предприятия позволяют выполнять собственными силами земельные работы в объеме 2 млн кубометров, выпускать до 400 тыс. тонн асфальтобетона, строить и реконструировать до 100 км автодорог высшей технической категории.

ИННОВАЦИИ

Применение инноваций сегодня становится необходимым условием быстрого и качественного выполнения дорожно–строительных работ. Хорошим примером их реализации стал уже упомянутый обход Аксая. Это будет первый российский автобан, который спроектирован и построен по немецким нормам. Главное отличие заключается в том, что количество слоев дорожной одежды уменьшается, зато увеличивается их толщина. Благодаря этой технологии повышаются прочностные характеристики каждого из конструктивных слоев дорожного основания, начиная с земляного полотна. Конструкция российского автобана подразумевает: грунт, стабилизированный минеральным вяжущим, геосетку для армирования и усиления грунтов, щебеночно–песчаную смесь, несколько слоев крупнозернистого плотного асфальтобетона, высокоплотный асфальтобетон и финальный верхний слой из щебеночно–мастичного асфальтобетона (ЩМА–15) на полимерно–битумном вяжущем.

Немецкие нормы диктуют, что должны быть рабочий слой, морозостойкий слой, асфальтобетон, плотный асфальтобетон и ЩМА. Такой «пирог» дорожной одежды имеет коэффициент прочности 2,32, что почти в два раза выше, чем по российским нормам. Коснутся нововведения и поперечного профиля дороги. Стандарты полосы с шириной 3,75 м заменят на 3,5 м, и лишь крайнюю правую оставят без изменений – с расчетом на передвижение большегрузов. Обочины будут укреплены и расширены до 3,75 м на четырехполосном участке и до 3 м на участке с шестью полосами движения. Такая мера объясняется тем, что эту площадь можно будет использовать для объезда ДТП или во время ремонта полотна.

Также на обходе Аксая будет внедрена автоматизированная система управления дорожным движением, которая обеспечит централизованную организацию транспортных потоков, выбор оптимального скоростного режима, включение и отключение наружного освещения, а также выполнит сбор, обработку и архивирование информации о движении, погодных условиях, состоянии покрытия и прочих событиях на дороге.

КАДРЫ

Наряду с применением современной техники и внедрением инноваций есть еще одно важное условие, которое отличает лидеров от рядовых участников рынка дорожного строительства: это компетенции и профессионализм коллектива. На сегодня в штате Донаэродорстроя – более 1500 человек, и все они – неслучайные в отрасли люди. Основной костяк работает здесь десятилетиями. Без них нынешний рубеж в 65 лет был бы невозможен. В дорожной отрасли нет легких путей, любая специальность требует наличия не только профильного образования, но и вполне конкретных личностных качеств человека: ответственности, самоотдачи, а также постоянного повышения квалификации. Ведь современная техника становится не только эффективнее и производительнее, но и сложнее.

Неудивительно, что в компании возродили традицию проведения ежегодного конкурса профессионального мастерства. В прошлом году он был организован в третий раз: за звание лучших в своем деле боролись 53 специалиста мехколонны – водители грузовых и легковых автомобилей, автобусов, тягачей и погрузчиков, машинисты автокранов, экскаваторов, бульдозеров, автогрейдеров и самоходных катков соревновались в нескольких номинациях. Лучшими в своей профессии названы десять машинистов и водителей, которые не только показали свое мастерство в управлении тяжеловесной строительной и дорожной техникой, но и продемонстрировали отличные теоретические знания правил дорожного движения и устройства машин.

Впрочем, это уже итог многолетней практики. А выбор пути любого настоящего профессионала определяется еще в момент учебы. Это звено тоже не потеряно в АО «Донаэродорстрой»: несколько лет назад между предприятием и Шахтинским автодорожным институтом (филиал ФГБУ ВО «Южно–Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова») было подписано соглашение о развитии стратегического партнерства по опережающей подготовке кадров для дорожно–транспортной отрасли региона и страны в целом. За это время более полусотни студентов прошли производственные и преддипломные практики на базе предприятия. В свою очередь специалисты Донаэродорстроя повышают свою научную квалификацию в стенах вуза: в прошлом году трое специалистов успешно защитили магистерские диссертации на кафедре «Проектирование и строительство автомобильных дорог».


просмотры:

1630

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться