Но стройку сдерживают процедурные вопросы
Ростовавтомост – одно из ведущих мостостроительных предприятий Южного федерального округа. Его деятельность давно и прочно связана с историей региона, потому что важнейшие объекты транспортной инфраструктуры были возведены руками его специалистов. В текущих условиях экономики именно по состоянию таких предприятий определяется «здоровье» экономики как отдельно взятого региона, так и страны в целом. Пока мостовики уверенно выдерживают взятые на себя обязательства, несмотря на все риски.
ПОД ЗНАКОМ ОГРАНИЧЕНИЙ
Вольно или невольно, но весь 2020 год прошел для АО «Ростовавтомост» под знаком ограничений, связанных с распространением коронавируса. Основное достижение этого времени заключается в том, что человеческих потерь в коллективе численностью 800 человек не было. Это несмотря на то, что предприятие ни на день не прекращало работу, поскольку мостостроительные организации были отнесены к непрерывно действующим. Конечно, без трудностей не обошлось. В частности, возникали неувязки во взаимодействии с поставщиками и смежниками, часть производителей приостановили свою работу. Были и проблемы с логистикой. Дело в том, что во избежание распространения инфекции между регионами был введен пропускной режим: к проезду допускались лишь те, кто предъявлял необходимые справки и документы. Но оказалось, что во всех субъектах состав и объем этих разрешительных документов разные. Это вызвало очереди на пропускных пунктах, развернутых на границе регионов, что привело к задержке в поставке строительных материалов и, как следствие, – сдвижке производственных графиков.
«Но мы работали с запасом как по времени, так и по материалам, поэтому нам удалось быстро наверстать потерянное время, – рассказал генеральный директор АО «Ростовавтомост» Владимир Домницкий. – В текущем году организация выполняет работы на ряде значимых объектов Ростовской области и соседних регионов. В общей сложности в портфеле заказов предприятия находятся более десяти объектов на общую сумму 3 млрд руб. Реализация заключенных контрактов продолжается. Мы полностью обеспечены объемами работ. Задачи стоят большие, и мы готовы к их решению».
Еще одним видом деятельности предприятия является содержание искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения. Всего в сфере внимания мостовиков – порядка 280 мостов и путепроводов, что составляет больше половины искусственных сооружений региона. Это важнейший аспект, поскольку аварийное состояние даже одного моста автоматически блокирует передвижение по всей сети автодорог региона. Задача мостовиков – сохранить связность автомобильной дорожной сети как внутри области, так и с соседними регионами. В настоящее время в очереди на модернизацию значатся 40 мостовых сооружений. Их будут постепенно доводить до нормативных состояний по мере появления финансирования в региональном бюджете.
ТЕКУЩИЕ ОБЪЕКТЫ
В текущем году Ростовавтомост продолжает работы сразу на нескольких важных объектах как в Ростовской области, так и за ее пределами. Так, после небольшого перерыва возобновилось финансирование строительства мостового перехода через балку Сухо–Соленовская в створе проспекта Лазоревый в г. Волгодонск Ростовской области (заказчик – администрация города Волгодонска). Срок реализации контракта – 2019–2024 годы, стоимость – 7,8 млрд руб. В текущем году планировалось освоить 700 млн руб., в 2021–м – 3 млрд, однако произошло перераспределение денежных средств в связи с изменениями в бюджетной политике ФДА, что привело к небольшой задержке финансирования. Сейчас этот вопрос находится на контроле руководства области, так что в ближайшее время мостовики готовы нарастить производственные объемы на этом объекте, тем более что мост имеет стратегическое значение для Волгодонска. Его возведение стало особенно актуальным после того, как в 2018 году был введен в эксплуатацию 4–й энергоблок Ростовской АЭС. И мост должен стать обязательным элементом в плане эвакуации населения в случае ЧП.
В прошлом году начались подготовительные работы для строительства эстакады через железную дорогу от ул. 2–й Бетонной до ул. Прибрежной. Вторым этапом является сооружение моста через залив. Общая протяженность искусственного сооружения с подходами составит 3,8 км, оно будет иметь четыре автомобильные полосы шириной по 3,5 м и пешеходные тротуары шириной 2,25 м. Пропускная способность повысится до 14 тыс. автомобилей в сутки. На левом берегу залива мост стыкуется с эстакадой транспортной развязки. В текущем году запланировано проведение всех видов работ, начиная с основания, монтажа пролетных строений и заканчивая устройством проезжей части на эстакаде, согласно графику производства работ, который утвержден и согласован с заказчиком. Основные работы Ростовавтомост выполняет собственными силами, однако перенос коммуникаций и дорожные работы отданы на субподряд.
Другим важным объектом является реконструкция моста через р. Макопсе на км 90+907 автомобильной дороги А–147 Джубга – Сочи – граница с Республикой Абхазия в Краснодарском крае (заказчик – ФКУ Упрдор «Черноморье»). Это инженерное сооружение расположено на участке дороги, который отличается интенсивным транспортным и пешеходным движением. Проектом предусмотрены работы по изменению оси трассы, геометрических элементов участка, габаритов, конструкции и схемы моста. Планируется построить три подпорные стенки, обустроить шумозащитные экраны, освещение, ливневку с очистными сооружениями. Инженерные сети, которые попадут в зону строительства, переустроят. Также запланированы строительство двух автобусных остановок, устройство тротуаров, установка барьерного ограждения. Дорожное покрытие уложат на проезжей части моста, подходах к нему, съездах и тротуарах. Кроме того, Ростовавтомост в качестве субподрядной организации задействован на строительстве искусственных сооружений на обходе г. Майкоп в Республике Адыгея. В рамках контракта мостовикам предстоит возвести два железобетонных путепровода, а также эстакаду через балку Псенафо длиной 471 м.
БЫСТРО И КАЧЕСТВЕННО?
На финишной прямой находятся работы на другом важном объекте, значимом как для ростовчан, так и для региона в целом – реконструкции путепровода через железнодорожные пути по ул. Малиновского в Ростове–на–Дону. Проект предусматривает строительство путепровода–дублера рядом с действующим сооружением, после чего старый путепровод будет демонтирован и на его месте построен новый. Полная длина реконструируемого путепровода составит около 240 м с шестью полосами движения, по три в каждом направлении. Дорога от ул. Факельная до ул. Типографская будет расширена. В прошлом году мостовики воздвигали первую очередь путепровода (правую сторону): к лету были завершены строительство опор, а также укрупнительная сборка металлических конструкций пролетных строений. К началу 2021 года была завершена первая очередь, и сейчас мостовики приступили ко второй (левой) стороне.
Стоит особо подчеркнуть, что мостовикам удается идти в графике, несмотря на конъюнктуру рынка, которая сводится к резкому подорожанию металла. Предприятием были заранее закуплены строительные материалы в полном объеме, так что фронт работ обозначен и сдерживающих факторов в части дефицита или расхождения со сметными расчетами нет. Тем не менее специалисты считают такие объекты довольно сложными из-за необходимости выкупа земель и переноса коммуникаций – водопровода, канализации, устройства ливневой канализации, переустройства освещения, контактной сети троллейбуса, газопровода, силовых кабелей. Каждая сетевая организация требует строгого соблюдения всех своих регламентов, процедур оформления необходимой документации. Осложняют ситуацию нерешенные земельные вопросы. Традиционно именно эти виды работ становятся причиной простоев на стройплощадке.
«Подготовка объекта к строительству и вынос всех инженерных коммуникаций должны оформляться и проторговываться отдельным лотом заранее, – прокомментировал Владимир Домницкий. – Конечно, все участники процесса хотят, чтобы строительные работы производились быстро и качественно. Но когда подрядчик заходит на объект, то просто не может развернуться из–за нерешенных земельных вопросов, устаревших техусловий и необходимости новых согласований. В итоге бывает, что с момента создания и согласования проектной документации до выхода на площадку проходят 3–5 лет. Хочу подчеркнуть, что мостостроительные организации и наши смежники действительно могут строить быстро и качественно, но при условии, что большая часть времени не будет тратиться на подготовительную работу».
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Как было сказано выше, самая больная тема для мостовиков сейчас – это рост отпускных цен на металл, который продолжается с конца прошлого года. Если для дорожников изделия из металла нужны в незначительном количестве (дорожные знаки, барьерное ограждение), то в мостостроении все производство завязано именно на металлоемкости предприятия. «Дефицит металла мы почувствовали еще в конце прошлого года, – отметил Владимир Домницкий. – На начало марта 2021 года проблема так и не была решена. Другим словами, рост цен бесконтрольно продолжался. Если в начале прошлого года мы закупали металл по цене 39–40 тыс. руб. за тонну арматуры, то сейчас ценник – 60–62 тыс. руб. за тонну. А стоимость двутавровой балки вообще под 70 тыс. руб. за тонну и выше. При этом ежемесячно нам требуется порядка 200–300 тонн. Можно подсчитать, сколько составляет разница между сметными значениями и реальной ценой».
«Эту проблему может снять только правительство, – уверен руководитель предприятия. – Ведь быстро изменить расценки в сборниках сметных нормативов невозможно, как невозможно увеличить стоимость реализации уже заключенных контрактов. Надо понимать, что когда организация подписывает договор, то рассчитывает свои затраты именно на уровне текущих цен с учетом коэффициента инфляции на каждый год. Однако рост отпускных цен на металл на 50% за полгода невозможно ни спрогнозировать, ни логически объяснить. Мы, как производственники, ожидаем от правительства шагов, которые помогут решить эту проблему. Если же она не будет решена, то в течение следующей пары лет мы увидим череду остановок мостостроительных предприятий и банкротств в целом по стране».
Производственники настаивают на определяющей роли регулятора. Со своей стороны профессиональные участники рынка в лице АО «Ростовавтомост» и других производственных предприятий вышли с обращением к руководству региона. Именно правительство может сделать следующий шаг и поднять этот вопрос на федеральный уровень. Пока же организациям не остается ничего другого, как компенсировать эту дельту за счет собственной прибыли, что негативно отразится на их экономической устойчивости. Впрочем, это не единственный пример перекосов и недочетов в действующей системе ценообразования. «Недооцененными» остаются и ряд других видов работ. К примеру, мостовики не могут найти субподрядчика по переносу линий электропередачи, потому что реальная рыночная стоимость этого вида работ выше, чем предусматривается действующими сборниками сметных цен. И таких видов работ – десятки. Таким образом, сегодня многие проблемы в мостостроении вызваны системными перекосами в ценообразовании, и задача государства – обратить на них пристальное внимание.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.