На этом настаивает руководитель МУП МТК «Ростовпассажиртранс» Андрей Быков.
Примерно половина всего объема пассажирских перевозок в столице Донского края приходится на муниципальных перевозчиков. Причем, по данным за январь 2021 года, из 8,18 млн перевезенных человек более 65% являются пассажирами автобусов муниципального унитарного предприятия МТК «Ростовпассажиртранс».
В компании определяющими показателями эффективности работы водителей являются соблюдение графика, интервала движения, обеспечение качества обслуживания, исключены «гонки за пассажирами» среди автобусов на наших маршрутах, нарушения установленной скорости движения, водители отрабатывают штатное количество рейсов без нарушений, и это напрямую влияет на уровень заработной платы. В этом немалую роль играет безналичная оплата проезда. Но не у всех перевозчиков эти показатели соблюдаются, поэтому принципиальным остается вопрос создания единого перевозчика (оператора), который обеспечит реализацию единых стандартов качества транспортного обслуживания населения.
Всего же в городе 13 пассажирских перевозчиков, а должен быть единый перевозчик (оператор), считает генеральный директор «Ростовпассажиртранс» Андрей Быков. На этом он настаивает не первый год. Его убеждение определяется не личным или корпоративным интересами, а вполне здравой логикой.
Впрочем, давайте послушаем его самого:
– Да, я говорю об этом давно. В нашей стране есть хороший пример – ГУП «Мосгортранс», крупнейшее предприятие городского наземного транспорта, чей опыт создания единого перевозчика можно использовать, модернизируя с учетом местных условий. Что этому мешает? Интеграция самостоятельных транспортных предприятий в единое целое требует эффективного управления и контроля. Необходимы волевые усилия для принятия на законодательном уровне решения, объединяющего под единым руководством всех перевозчиков. Создание единого оператора кардинально улучшит качество транспортного обслуживания населения.
Пандемия перераспределила пассажиропоток: возросло число легковых автомобилей на улицах Ростова–на–Дону, так как опасения перед местами скопления людей подтолкнули жителей города больше пользоваться личным транспортом. Мы стремимся к тому, чтобы большинство горожан пользовались общественным транспортом, движущимся по выделенным полосам. Эта мера обеспечит надежность оказания транспортных услуг за счет увеличения скорости движения автобусов, уменьшения количества легковых автомобилей на городских улицах, сокращения времени в пути для пассажиров и позволит увеличить доходность предприятий, а это в свою очередь даст возможность систематического обновления подвижного состава, соответствующего стандартам качества транспортного обслуживания.
МУП МТК «Ростовпассажиртранс» – коммерческое предприятие, осуществляющее свою деятельность исключительно за счет собственных доходов. Переводить перевозчиков на брутто–контракты и внедрять эту систему можно будет с введением на всем городском транспорте безналичной оплаты. Данное направление активно развивается, и доля безналичных платежей стабильно увеличивается. Например, в нашей компании она составляет почти 80% от общего объема платежей. Только с достижением стопроцентной безналичной оплаты можно будет говорить о брутто–контрактах.
Что этому мешает? Отчасти мешают предубеждения и особенности менталитета наших граждан: у многих нет доверия к инструментам безналичной оплаты проезда в общественном транспорте. На эту ситуацию невозможно повлиять административными мерами, необходимо переходить на единые транспортные карты, предоставлять скидки при осуществлении пересадок с одного транспортного средства на другое. Ежегодно МТК перевозит до 12 млн пассажиров с правом полного льготного проезда по федеральному и региональному законодательству. Еще 8 млн пассажиров оплачивают свой проезд с 50%–ной скидкой – это пенсионеры и обучающиеся. За перевозку таких категорий пассажиров предприятию возмещают выпадающие доходы. Однако не у всех пассажиров, имеющих право льготного проезда, есть транспортные карты. Это усложняет учет, и предприятие недополучает часть доходов.
«Тотальная безналичная система» позволит обеспечить высокий уровень безопасности пассажирских перевозок, финансовую и налоговую прозрачность. За прошлый год предприятием совершено налоговых платежей на сумму 167 млн руб. Примерно такую же сумму уплатили в совокупности остальные 11 автобусных перевозчиков. Не все они готовы к налоговым обременениям из–за прозрачности платежей.
Для реализации программы интеграции самостоятельных транспортных предприятий в единое целое необходимо действовать очень осторожно, прежде всего, путем поиска компромисса. Или сделать проще: закупить необходимое количество подвижного состава и усилить ведущего перевозчика. Ведь исключили же использование на муниципальных маршрутах нелегальных перевозчиков. Кстати, если раньше наше предприятие обслуживало 19 маршрутов, то сейчас – 23. Доля на рынке увеличилась – сейчас она составляет более 42%. И может вырасти еще…
В свое время городской департамент транспорта существенно оптимизировал маршрутную сеть, которая действовала ранее. Практически полностью исключил использование автобусов малого класса, работающих в режиме «маршрутное такси», сделав приоритетом увеличение провозной способности общественного транспорта за счет использования подвижного состава большого класса. Это позволит обеспечить существенный рост качества транспортного обслуживания в нашем городе. Но не все проблемы решены.
Также наши жители предпочитают диаметральные маршруты, которые связывают периферийные транспортные районы через центр города, что приводит к дополнительной нагрузке на улично–дорожную сеть города. При этом пассажиры экономят на оплате проезда, но не время на поездку. Поэтому правильнее развивать радиальные маршруты с одновременным внедрением пересадочных тарифов через транспортно–пересадочные узлы, что позволит оптимизировать маршрутную сеть, исключить дублирование маршрутов и снизить нагрузку на улично–дорожную сеть, обеспечить ценовую доступность и сократить время в пути. Пассажир при этом платит немного больше, однако получает возможность намного быстрее добираться до места назначения. При этом можно сократить число автобусов, и в городе станет свободнее. Так сделано в Москве именно в расчете на пересадочные узлы, что позволяет экономить подвижной состав, увеличивать скорость передвижения и т. д. Эту непопулярную меру надо просто пережить. За достаточно короткое время пассажир сам осознает, что он может добраться до места назначения за меньшее время и с достаточным уровнем комфорта.
Пандемия заканчивается. Что дальше? Мы оптимисты. И этот оптимизм основывается на тех возможностях, что у нас есть, на нашем подходе к организации работы и на самом рынке транспортных услуг. Это позволяет нам сказать, что достигнутого уровня мы уже не потеряем. В этом году при поддержке администрации мы надеемся приобрести новый подвижной состав, чтобы участвовать в конкурсах и дальше расширять обслуживаемую нами маршрутную сеть. Наша модель организации деятельности компании, наше позиционирование на рынке показали ее эффективность и конкурентоспособность. Несмотря на все сложности, мы удержали достигнутые позиции на городском рынке транспортных услуг. А самое главное – сохранили кадры. В этом направлении и будем развиваться впредь.
Единый перевозчик (оператор), переход на брутто–контракты будут способствовать исключению такого явления, как текучесть кадров, что позволит обеспечить ритмичность оказания транспортных услуг. Дефицит кадров – главная проблема сегодня для многих перевозчиков. По данным администрации Ростова–на–Дону, укомплектованность кадрами городского общественного транспорта составляет 54,3% от необходимого. И это очень тревожная тенденция. Сегодня нам не хватает примерно 70–80 водителей. Эта проблема актуальна для всех транспортных компаний.
Наша компания сотрудничает с центром занятости, с организациями по подготовке и переподготовке водителей. Государственные программы, реализуемые в центре занятости, дают возможность пройти переобучение. Прошедших переподготовку водителей мы принимаем на работу. К сожалению, пока не в том объеме, в каком бы нам хотелось. Совместнос центром занятости мы наращиваем объем переподготовки. Плюс курсы по подготовке водителей. Наши сотрудники отдела кадров постоянно интересуются тем, как идет подготовка водителей, предлагают работу в нашей компании.
Наш коллектив – это команда единомышленников. С одной стороны, работники обеспечивают добросовестное выполнение возложенных на них должностных обязанностей. Мы в свою очередь выполняем обязательства по своевременной выплате заработной платы, а также используем материальные и нематериальные инструменты их поощрения.
Таким образом, наши работники заинтересованы в результатах своего труда и уверены в настоящем и будущем. Для нас это очень важно.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.