Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Цифровизация помогает в повышении безопасности на дорогах

Работа комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД становится полноценным  инструментом повышения безопасности на дорогах и реализации регионального проекта «Безопасность дорожного движения». В Ростовской области функции по установке автоматизированных систем фотовидеофиксации осуществляет ГКУ Ростовской области

«Центр безопасности дорожного движения» (ГКУ РО «ЦБДД»). О том, где и почему появляются такие комплексы и что они умеют, кроме непосредственно съемки нарушений, рассказывает директор ГКУ РО «ЦБДД» Татьяна РУСАНОВА.

– Каким образом в Ростовской области представлена система фотовидеофиксации нарушений ПДД?

– Система фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения является важным компонентом интеллектуальной транспортной системы, способным решать задачи в области обеспечения и контроля безопасности дорожного движения, автоматизации и оптимизации различных процессов, сбора и аналитики данных.

«Глазами» современных систем, отвечающих за безопасность дорожного движения в Ростовской области, являются 318 приборов автоматической фотовидеофиксации, в том числе: 178 стационарных комплексов; 14 мобильных комплексов; 126 передвижных комплексов, из них 60 комплексов переведены в круглосуточный режим работы. Кроме того, на дорогах области установлены 50 стационарных имитаторов, позволяющих производить ротацию приборов на места установки стационарных комплексов и наоборот.

В 2020 году собственникам транспортных средств было направлено 2,7 млн постановлений на общую сумму штрафов 1,6 млрд руб. Средний размер штрафа составил 599 руб. (без учета 50–процентной скидки за уплату штрафа в 20–дневный срок).

32 Фото 2

– Каким образом определяются места установки комплексов?

– В соответствии с методикой определения мест размещения технических средств автоматической фотовидеофиксации, утвержденной протоколом проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» от 19.11.2019 № 8, места установки комплексов определяются непосредственно владельцами автомобильных дорог и согласовываются ими с подразделениями Госавтоинспекции на региональном уровне.

Центр безопасности дорожного движения провел небольшое исследование в своих социальных сетях и задал вопрос: «Сколько, по вашему мнению, установлено камер, фиксирующих нарушения ПДД в Ростовской области?» Результаты немало удивили: подавляющее большинство ответивших считают, что число камер, фиксирующих нарушения ПДД, составляет более 1500 единиц. То есть потенциально все камеры, установленные на дорогах, в том числе для видеомониторинга, в составе метеостанций и прочие, ошибочно воспринимаются водителями как камеры фиксации нарушений ПДД.

При этом все актуальные места установки технических средств автоматической фотовидеофиксации размещены в открытом доступе. И не только на официальных сайтах

ГИБДД, Центра безопасности дорожного движения, но и включены практически во все существующие мобильные навигационные системы, включая сервисы «Яндекса» и Google – они заблаговременно предупреждают водителей о работе камер, а также о фиксируемых

ими нарушениях ПДД.

– Как автомобилисты – жители области относятся к установке камер фотовидеофиксации нарушений ПДД?

– Вы удивитесь, но среди населения существует общественный спрос на установку камер фотовидеофиксации нарушений ПДД. В адрес министерства транспорта поступают обращения граждан с просьбами установить камеры на оживленных участках дорог, в том

числе после проведения ремонтных работ: хорошая дорога, новое покрытие и отсутствие должного контроля провоцируют водителей на увеличение скоростного режима. Место концентрации ДТП на этом участке еще не появилось, но рядом может располагаться социальный объект – школа, поликлиника, стадион. Местные жители делятся своими опасениями и сами предлагают установить камеры в потенциально опасных местах. Как правило, в таких случаях власти идут навстречу жителям и устанавливают передвижные комплексы.

В СМИ иногда встречаются публикации о негативном отношении автомобилистов к средствам фотовидеофиксации на дорогах. Но когда камеры устанавливаются по запросу населения, местные жители встречают операторов комплексов с радостью и выражают надежду на их дальнейшую работу.

– Рассылка постановлений об административных правонарушениях – большая статья расходов средств дорожного фонда. Что вы делаете для снижения себестоимости почтовых услуг?

– Действительно, затраты на почтовую рассылку заказных писем достигают 120 млн руб. ежегодно. Причем эти деньги идут из средств регионального Дорожного фонда. Нам хотелось бы оптимизировать эти процессы и сделать доставку дешевле. В текущем году Центру безопасности дорожного движения удалось достичь договоренности с АО «Почта России» по снижению тарифов оказания общедоступных услуг почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции – заказных писем в бумажном виде, а также заказных писем в электронном виде – на 50%. В общем объеме отправлений заказные письма по г. Ростов–на–Дону и Ростовской области составляют 70%.

Постоянно ведется работа по привлечению граждан для регистрации в онлайн–сервисе www.zakaznoe.pochta.ru, который позволяет моментально получать заказные письма в электронном виде. Такие письма позволяют не только экономить средства на рассылку корреспонденции, но и гарантируют ее однозначную доставку даже в том случае, если получатель сменил место своего жительства. К примеру, если водитель прописан в Ханты–Мансийске, а штраф получил, передвигаясь на автомашине в Москве, то заказное

письмо придет по месту прописки, и не факт, что нарушитель своевременно о нем узнает. Штраф ему придется оплатить в любом случае, но при электронном уведомлении будет возможность не пропустить льготный 20–дневный срок, когда штраф можно оплатить с 50–процентной скидкой.

В настоящее время среднемесячный процент доставки писем в электронном виде в Ростовской области составляет 8,2%, что больше среднемесячного процента по России (5,8%) на 2,4 процентных пункта. Ориентиром для нас являются Москва и Московская область с долей доставки электронных писем 10%.

Кстати, с 1 сентября 2021 года в силу вступают изменения в КОАП, предусматривающие отправку заказных писем в форме электронного документа с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (статья 28.6). Это также существенно снимет нагрузку на дорожные фонды, значительно оптимизирует взаимодействие водителей и государства, а с учетом того, что жалобы на вынесенные постановления также можно будет подать в электронном виде, еще и облегчит жизнь всем участникам движения.

– Как еще могут использоваться комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД, кроме профилактики нарушений?

– Со вступлением в силу Федерального закона № 443–ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на использование комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД можно смотреть шире и использовать их многофункциональные возможности, в том числе для организации и мониторинга дорожного движения на автомобильных дорогах всех уровней. То есть, кроме мониторинга правонарушений для обеспечения безопасности дорожного движения, комплексы могут использоваться для сбора параметров, характеризующих дорожное движение (интенсивность дорожного движения, состав транспортных средств, средняя скорость движения транспортных средств, плотность движения, пропускная способность дороги). Полученные данные могут использоваться в проектировании дорог, а также для оптимизации их обслуживания, повышения уровня безопасности дорожного движения, эффективного распределения транспортной нагрузки.

Это еще один аргумент для владельцев автомобильных дорог в пользу того, что необходимо наращивать число комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД не только как части интеллектуальной транспортной системы, отвечающей за безопасность дорожного движения, но и как источника информации для сбора параметров, характеризующих дорожное движение.

– Каким образом строится взаимодействие Центра безопасности дорожного движения и регионального ЦАФАП ГИБДД?

– Сотрудниками Центра безопасности дорожного движения осуществляется первичная обработка данных, содержащих информацию о признаках нарушений ПДД, зафиксированных специальными техническими средствами. Эта обработка включает в том числе информацию, предоставляемую из ведомственных информационных ресурсов ГУ МВД России по Ростовской области. При этом обладатель информации (ГУ МВД России) вправе разрешать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа.

Развитие информационных технологий и цифровизации стремительно вытесняет старый уклад, в том числе в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Увеличиваются возможности по совершению различных операций, обработке данных, взаимодействию информационных систем. Но, кроме ряда преимуществ, цифровая трансформация несет и определенные риски, связанные с вопросами обеспечения информационной безопасности, что требует повышенного внимания, поскольку все современные информационные технологии должны развиваться синхронно с возможностью обеспечения информационной безопасности.

Цена поспешных или непродуманных действий здесь весьма велика: от утечек персональных данных до реального финансового ущерба или полной утраты информации. Именно поэтому в сентябре 2020 года в соглашение о взаимодействии ГУ МВД России по Ростовской области, министерства транспорта Ростовской области и ГКУ РО «Центр безопасности дорожного движения» были внесены дополнения в части организации обмена сведениями, содержащимися в автоматизированных информационных системах и представляющими интерес при выполнении возложенных на стороны задач.

В рамках этого соглашения были разработаны протоколы об информационном взаимодействии, информационной безопасности, технологическом взаимодействии при обмене информацией в электронном виде. Согласно им передаваемая в рамках информационного взаимодействия по выделенному (собственному) каналу связи информация в обязательном порядке подлежит защите сертифицированными программно–аппаратными средствами криптографической защиты информации линейки ViPNet, сертифицированными ФТЭК и ФСБ России.

Вся эта работа нацелена в том числе на реализацию масштабного проекта ГУ МВД по внедрению во всех субъектах РФ в качестве единого федерального решения программного

обеспечения автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения СПО «Паутина».

– Реалии сегодняшнего дня, в том числе массовая автомобилизация, свидетельствуют о необходимости совершенствования организации дорожного движения и безопасности…

– Практика показывает, что совместная работа федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, общественности, представителей бизнеса позволяет добиваться решения проблем, которые несколько лет назад считались неразрешимыми. Дальнейшее развитие системы фотовидеофиксации нарушений в Ростовской области позволит более эффективно выполнять задачи по профилактике и снижению уровня дорожно–транспортного травматизма, в том числе в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».


просмотры:

1080

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться