Роль транспорта в грандиозном сражении под Сталинградом
Разгром
под Сталинградом
ВЕХА
К середине июля 1942 года противник вел наступление на сталинградском направлении 6–й армией в составе 14 дивизий. Наступление на Сталинград по замыслу гитлеровского командования должно было стать реваншем за прошлогоднее поражение под Москвой и решающим ударом по Советским Вооруженным Силам.
Верховное Главнокомандование СССР приняло все меры, чтобы остановить врага. На подступах к Волге развернулось строительство оборонительных рубежей. Огромные массы
войск и боевой техники пришлось перевозить по слабо развитой сети железных и автомобильных дорог. Последних с твердым покрытием в районе Сталинграда не существовало. Слабость сухопутных коммуникаций заставляла всемерно использовать для воинских перевозок крупнейшие реки европейской части СССР. Стремясь усилить помощь фронту, речники осваивали новые трассы в глубоком тылу. Новые пути для ускорения перевозок изыскивались и в прифронтовых районах. На отдельных участках ряда фронтов, где бездорожье затрудняло связь с войсками, в качестве путей подвоза начали использовать реки Мсту, Торопу, Западную Двину, озеро Селигер.
По указанию ГКО весной 1942 года 65 лучших пассажирских пароходов и теплоходов, а также 33 несамоходных судна были переоборудованы под санитарно–транспортные. Работали они на 15 постоянных линиях, в основном на Волге, Оке, канале Москва – Волга, Северной Двине, Мариинской системе, Дону и Кубани.
Командование противника хорошо понимало первостепенное значение железных дорог в обеспечении боепитания наших войск и подвергало железнодорожные участки, узлы, крупные станции и мосты ожесточенным бомбардировкам.
В первых рядах воинов–железнодорожников шли паровозные машинисты. Попадая под бомбардировку или обстрел вражескими самолетами, машинист не мог броситься в укрытие – он оставался на своем посту до конца.
В этих условиях железным дорогам особенно нужна была помощь водного транспорта. Однако и водный путь по Волге, суда и порты подвергались ожесточенным бомбардировкам авиации противника.
Неоценимый вклад в транспортное обеспечение войск, защищавших Сталинград, внесли и военные автомобилисты. Машинам приходилось осенью двигаться по непролазной грязи, зимой дороги заносило снегом. Так как на открытой местности обеспечить маскировку было практически невозможно, трассы прокладывались по заросшим кустарником балкам, которые в распутицу становились почти непроезжими.
В транспортном обеспечении советских войск, защищавших Сталинград, принял участие и воздушный флот. Много подвигов совершили экипажи самолетов этой прославленной дивизии, в которой служили пилоты – большие мастера своего дела. Они ежедневно доставляли осажденным воинам продовольствие и боеприпасы, когда приходилось – сбрасывали во вражеский тыл десантников.
Среди защитников Сталинграда достойное место занимают советские транспортники. Стойкость в бою советских железнодорожников, речников, военных автомобилистов, их ратные подвиги снискали Сталинграду бессмертную славу неприступной для врага твердыни.
После трехмесячных боев, не утихавших ни днем, ни ночью, стало ясно, что 330–тысячной группировке немецко–фашистских войск не преодолеть сопротивление защитников города.
Чрезвычайно трудными в октябре – ноябре оставались и условия работы речного транспорта. 12 ноября лодочная переправа, обеспечивавшая перевозку 138–й стрелковой дивизии и ряда других соединений, прекратила свою работу в связи с началом ледостава на Волге и сильными ветрами. Однако, поскольку это означало почти полную потерю связи сражавшихся на территории Сталинграда войск с левым берегом, бойцы 107–го отдельного понтонно–мостового батальона, работая в ледяной воде, 18 ноября восстановили лодочную переправу и поддерживали ее до 19 ноября, когда бронекатера Волжской военной флотилии доставили на правый берег Волги боеприпасы и продовольствие и вывезли раненых в тыл.
Ко времени, когда развернулось наступление советских войск, Волга стала покрываться льдом, движение судов могло прекратиться. Но войска нуждались в подкреплениях, оружии, боеприпасах, которые можно было доставить только с левого берега реки. Неледокольные речные суда стали ходить во льду, ломая его своими корпусами. Проложенные проходы они стремились сохранить непрерывным движением.
Важную роль в обеспечении эксплуатационной готовности флота, работавшего на переправах, сыграли Красноармейский и особенно Сталинградский судоремонтные заводы. Сталинградский завод до 15 сентября работал, несмотря на упорные бомбежки противника. В дальнейшем его оборудование было вывезено за город и размещено в землянках. Этот «подземный завод» ремонтировал не только речные суда, но и танки, орудия и другую военную технику, направлял бригады–«летучки» для обслуживания переправ.
Благодаря самоотверженной работе советских транспортников в районе Сталинграда были собраны мощные силы. Гитлеровское командование уже не могло помешать советскому контрнаступлению.
В ночь на 19 ноября 1942 года пришло долгожданное радостное известие о начале контрнаступления под Сталинградом. Советские войска повсеместно прорвали оборону противника и быстро развивали успех.
Разгромив гитлеровскую армию в районе Волги и Дона, наши войска перешли в общее наступление. Ввод в эксплуатацию железнодорожных линий Сталинград – Лихая, Сталинград – Тихорецкая, Лиски – Миллерово, а затем Лиски – Валуйки – Купянск – Чугуев, Воронеж – Курск – Льгов позволил перенести базирование армий на участки Валуйки – Купянск, Миллерово – Кондрашевская, Мармыжи – Курск – Льгов.
Но как ни велика была помощь других видов транспорта, основу транспортной сети, связывавшей фронт и тыл, составляли железные дороги, и их восстановлению нужно было уделять особое внимание. Зимой 1942–1943 годов пришлось восстанавливать железные дороги на освобожденной территории и осуществлять перевозки не только на степных пространствах между Сталинградом и Донбассом. Советские войска, одержав историческую победу под Сталинградом, перешли в наступление на огромном фронте от Ленинграда до Кавказа.
Той же зимой крупных успехов добились и войска Воронежского фронта. Преследуя отступавшего противника, они 8 февраля освободили Курск и 16 февраля Харьков.
И если наша победа под Сталинградом была воспринята за рубежом как величайшее чудо, то не меньшим чудом явилось транспортное обеспечение этой стратегической операции, в результате чего слабые и неподготовленные кусочки сети превратились в непрерывно действовавший крупный выгрузочный район и послужили базой для развертывания контрнаступления невиданной силы.
- Просмотров: 1492