Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

С опорой на внутренние ресурсы

Республика Башкортостан отвечает на вызовы времени

Введение беспрецедентных санкций в отношении России сказалось на экономике всей страны. Как на новые вызовы отвечает Башкортостан? Удалось ли основным отраслям промышленности и в том числе транспортному комплексу переориентироваться на новые задачи, а также реализовать ранее намеченные планы? Об этом – в интервью с главой Башкортостана Радием ХАБИРОВЫМ.

– Радий Фаритович, как чувствует себя регион в современных условиях? Какие задачи являются первоочередными для обеспечения стабильности экономики?

– Прошедший год был непростым для страны. В условиях санкционного давления и недружественной политики ряда государств появились дополнительные задачи, которые требуют нашего контроля и решения. В феврале 2023 года Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию озвучил приоритеты развития России. Это трансформация страны, развитие с опорой на внутренние ресурсы и ответственное партнерство с дружественными странами. Этих же приоритетов придерживается и Башкортостан. Нам предстоит вкладываться в развитие всех важных сфер, в том числе в транспортную отрасль. В этом смысле у региона есть потенциал, и мы будем стремиться его реализовать.

Если обратиться к аналитическим данным, то индекс промышленного производства Башкортостана по итогам 2022 года достиг 102,7%. Это очень хороший показатель, который превышает среднероссийский уровень – 99,4%. В условиях снижения темпов роста определенных секторов экономики у нас за счет диверсификации промышленности все идет неплохо. Задача на этот год – также хорошо поработать.

Внешнеэкономические ограничения не стали для нас сюрпризом. С 2018 года республика начала диверсифицировать рынки, развивать сотрудничество со странами СНГ и Китаем. В Башкортостане наладили производство продукции для нефтеперерабатывающего комплекса, автопрома, машиностроения и других отраслей.

Два года подряд в рейтинге Министерства промышленности и торговли России республика занимает первое место по эффективности реализации промышленной политики. Мы лидируем среди регионов страны по выпуску автомобильного бензина, пищевой и кальцинированной соды, стекол, автомобильных прицепов и иных видов продукции.

Содействовать сохранению темпов промышленного роста призваны новые площадки: особые экономические зоны (ОЭЗ), территории опережающего социально–экономического развития (ТОСЭР) и другие, где создают привлекательные условия для инвесторов, развивают импортозамещающие производства. В частности, продолжается строительство инфраструктуры в особой экономической зоне «Алга», которую признали самой динамично развивающейся ОЭЗ в стране. Мы уже формируем заявку в Минэкономразвития России для включения в ее состав новых площадок. Еще один перспективный проект – развитие города Агидель, расположенного на северо–западе Башкортостана. Мы искали различные варианты того, как оживить эту территорию, придать ей динамику развития. Конечно, было бы здорово, чтобы эта зона тоже была «накрыта» особым экономическим режимом. Кроме того, Башкортостан заслуженно входит в пятерку лидеров Инвестиционного рейтинга страны. За 2019–2021 годы республика увеличила приток вложений в экономику на 32,3%.

По итогам 2022 года внешнеторговый оборот Башкортостана вырос на 10,5% по сравнению с показателем 2021 года. При этом объем экспорта также увеличился на 10%. Мы выходим на качественно новый уровень сотрудничества с Беларусью, плотно работаем с Казахстаном, Узбекистаном, Китайской Народной Республикой.

Поэтому будем продолжать открывать представительства в дружественных странах, поддерживать экспортеров, продвигать их на международных площадках. Таким образом, в числе приоритетов работы – обеспечение стабильности экономики, социальной сферы, в том числе поддержка наших военнослужащих и членов их семей.

– Один из векторов развития экономики в условиях санкций – импортозамещение. Есть ли в республике наработки в этой сфере по транспортной отрасли?

– 23 башкирских предприятия уже заместили импортную продукцию, поставляемую для Газпрома. Белебеевский завод «Автонормаль» выпускает комплектующие для «КАМАЗа», Уральский пружинный завод – для «АвтоВАЗа». Региональные компании, которые входят в Ростех, участвуют в производстве узлов и агрегатов для самолетов «Сухой Суперджет 100» и МС–21. ПАО «ОДК – Уфимское моторостроительное производственное объединение» приступает к производству опытных образцов газотурбинных двигателей АЛ–41СТ.

Большую помощь оказывает республиканский Фонд развития промышленности, капитализация которого достигла 1,3 млрд руб. В 2023 году увеличим финансовую поддержку нашего ФРП за счет регионального бюджета еще на 200 млн руб.

Особый акцент делаем на кооперацию промышленных производств в рамках кластеров. Мы уже создали мебельный, авиационный, машиностроительный и промышленный кластеры, идет работа еще по пяти. Важно, что авиационный кластер наряду с промышленным и мебельным уже вошли в федеральный реестр и претендуют на государственную поддержку.

– Из всех видов транспорта авиация острее всего реагирует на конъюнктуру рынка. Какие задачи стоят перед регионом в сегменте воздушного транспорта?

– Международный аэропорт Уфа входит в десятку ведущих аэропортов России и занимает первое место по пассажиропотоку в Приволжском федеральном округе. В прошлом году наша аэрогавань обслужила более 4 млн пассажиров – на 2% больше, чем годом ранее.

Вместе с руководством аэропорта и авиакомпаниями мы продолжаем работу по увеличению частоты полетов и расширению их географии на международных и внутрироссийских направлениях.

Сеть внутренних авиалиний сегодня включает 40 маршрутов с охватом 90% общего пассажиропотока. Самыми востребованными внутрироссийскими направлениями полетов остаются Москва, Санкт–Петербург, Сочи, Сургут и Новосибирск. В числе ключевых задач на 2023 год – организация прямых рейсов из Уфы в города– миллионники России и дальнейшее увеличение частот по региональным направлениям. В этой связи прорабатываем вопрос открытия в 2023 году новых рейсов во Владикавказ, Мурманск, Кемерово и Томск.

На международных авиалиниях, несмотря на сложившуюся политическую обстановку в мире, пассажиропоток имеет тенденцию постепенного восстановления, в том числе за счет открытия новых рейсов в страны ближнего зарубежья. Значительный рост перевозок наблюдается в страны СНГ и ЕАЭС. В 2023 году аэропорт Уфа планирует сохранить действующую программу полетов, а также открыть новые рейсы в Израиль (Тель–Авив), Китай (Урумчи). С 17 февраля организовали прямой рейс в Самарканд (Узбекистан), 6 марта из уфимского аэропорта вылетел первый самолет в Минск (Беларусь).

Добавлю, что для повышения комфорта пассажиров мы продолжаем масштабную модернизацию аэропортового комплекса. В прошлом году начали работы по устройству навеса перед зданием аэровокзала с дальнейшим объединением пассажирских терминалов в единую архитектурную концепцию.

– Каковы основные показатели в сегменте железнодорожных перевозок?

– Перевозку грузов и пассажиров на территории Башкортостана обеспечивают Куйбышевская, Южно– Уральская и Горьковская железные дороги – филиалы ОАО «РЖД». На территории республики расположены 85 станций, на 39 из которых производят грузовые операции.

Ежегодно по железным дорогам перевозят более 25 млн грузов и 3,7 млн пассажиров. Увеличению разрешенных скоростей для пассажирских и грузовых поездов, а также повышению безопасности движения поездов способствует обновление путевого комплекса. Так, на Куйбышевской железной дороге продолжают модернизацию. В 2022 году провели ремонт 120 км железнодорожного пути. Капитальный ремонт завершили на перегонах Талды–Булак – Приютово, Аксеново – Шафраново, Чишмы – Алкино, Уфа – Черниковка, Урман – Улу–Теляк, Серменево – Белорецк, а также на станциях Талды–Булак, Аксеново, Шафраново, Уфа, Черниковка, Урман, Улу–Теляк, где идет основной поток грузовых и пассажирских поездов.

В регионе развит сегмент пригородного железнодорожного транспорта. В 2022 году Башкортостанская пригородная пассажирская компания перевезла порядка 3,5 млн пассажиров, что на 20% выше уровня 2021 года. Это максимальный показатель за последние девять лет. Пассажирооборот БППК по итогам прошлого года составил 262 млн пасс.–км, что на 37% больше уровня 2021 года. Это лучший показатель среди всех пригородных железнодорожных компаний России. В 2021–2022 годах на полигон обслуживания БППК поступили 18 современных пригородных поездов. В нашей республике современные «Ласточки» обслуживают Уфимскую городскую агломерацию, западное и южное направления региона, в том числе популярные среди пассажиров маршруты Уфа – Приютово – Абдулино, Уфа – Аша, Уфа – Кумертау – Оренбург.

– А если говорить о речном транспорте?

– Внутренний водный транспорт Башкортостана сегодня представляет комплекс, в состав которого входят практически 1000 км внутренних водных путей, судоходные гидротехнические сооружения, в том числе Павловский шлюз, три речных порта (Уфа, Бирск и Агидель), Уфимский филиал Волжского государственного института водного транспорта, Судоремонтный судостроительный завод, уфимская Служба речных переправ и судоходная компания «БашВолготанкер».

Обслуживанием рек Белой и Уфы занимается Бельский район водных путей и судоходства – филиал Администрации Камского бассейна внутренних водных путей. В навигацию 2022 года он увеличил объемы дноуглубления до 1,1 млн тонн грунта.

Всего предприятия внутреннего водного транспорта Башкортостана в навигацию 2022 года перевезли около 1,6 млн тонн различных грузов и 500 тыс. пассажиров.

Новый импульс получил и речной туризм на реке Белой. Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики продолжает выстраивать партнерские отношений с российскими судоходными компаниями. Так, в прошлом году впервые в истории Башкортостана в акваторию Уфы одновременно зашли четырехпалубный теплоход «Александр Пушкин» и три трехпалубных теплохода «Северная сказка», «Николай Некрасов» и «Александр Бенуа». В навигацию 2022 года в республику зашли 12 круизных теплоходов из других регионов России. Ожидается, что в навигацию 2023 года в республику зайдут 15 пассажирских судов.

Во время переговоров с судоходной компанией «Водоходъ» приняли решение о заходе 2 мая четырехпалубного теплохода «Александр Пушкин» и нового современного пассажирского круизного теплохода «Мустай КаримТакже 3 мая планируем заход трех трехпалубных теплоходов «Маленький принц», «Николай Некрасов» и «Александр Бенуа». Эти туристические лайнеры выполняют рейсы по маршруту Нижний Новгород – Свияжск – Казань – Нижнекамск – Уфа – Елабуга – Казань – Чебоксары – Нижний Новгород. Работа по увеличению заходов пассажирских круизных теплоходов в наш регион будет продолжена.

– Каковы основные задачи в части укрепления дорожной инфраструктуры?

– По протяженности автомобильных дорог республика занимает второе место в России и первое – среди регионов ПФО. Это 49,8 тыс. км, из которых 13,6 тыс. км – регионального и межмуниципального значения.

На развитие дорожной сети с 2019 по 2022 год республика направила более 121 млрд руб. В 2022 году выделили самый большой объем финансирования за последние 10 лет – 42,1 млрд руб., что на 45% выше уровня 2021 года. Отмечу, что в прошлом году была и самая большая поддержка федерального центра по сравнению с предыдущими годами –14,2 млрд руб.

Республика занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе по объемам отремонтированных и реконструированных автомобильных дорог регионального значения. Всего в 2022 году построили и реконструировали более 33 км дорог и ввели в эксплуатацию 586 пог. м мостов. Отремонтировали 1223 км дорог и привели в нормативное состояние 893 пог. м мостов.

В 2023–м планируем отремонтировать не менее 980 км, построить и реконструировать не менее 40 км дорог, выполнить строительство и реконструкцию подъездных автодорог к сельским населенным пунктам в Балтачевском, Бураевском и Чекмагушевском районах республики.

В соответствии с поручением президента страны Владимира Путина продолжим работу по приведению в нормативное состояние опорной сети автодорог регионального значения с доведением их за предстоящие пять лет до 85%. В опорную сеть Российской Федерации вошла и дорожная сеть Башкортостана протяженностью 4 тыс. км, в том числе почти 800 км федеральных дорог и 3,1 тыс. км региональных дорог. В нормативном состоянии сегодня – 1,8 тыс. км. До 2027 года необходимо привести в порядок более 820 км дорог.

В целом перед регионом стоит большая цель – обеспечить стабильность работы транспортного комплекса и нарастить показатели его развития, реализовать имеющийся потенциал. И мы сделаем все возможное, чтобы этого добиться

obl vkladka 03042023

  • Просмотров: 415

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться