Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Лидеры отрасли – на службе России

Сергей Барышников: «Мы обеспечим кадрами Северный морской путь»

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова – старейший вуз, осуществляющий подготовку высококвалифици- рованных кадров в сфере водного транспорта. По итогам деятельности в 2022 году Росморречфлот присвоил университету звание «Лидер отрасли». О том, каким был год для университета, и о том, как дальше будет развиваться главный отраслевой вуз страны, разговор с ректором Сергеем БАРЫШНИКОВЫМ. – Сергей Олегович, расска- жите, пожалуйста, какие можно подвести итоги года и чем сегодня гордится университет. – 2023 год для нас был очень насыщенным. Важным событием стало присуждение звания «Лидер отрасли». Лидерская позиция Макаровки в системе подведомственных Росморречфлоту образовательных учреждений – это результат кропотливой работы многотысячного кол- лектива университета. Также в 2023 году, в локальном рейтинге вузов Северо–Западного федерального округа, проводимом рейтинговым агентством RAEX, наш университет занимает 12–ю позицию из 36. Локальный рейтинг экосистемы рей- тингов «Три миссии университета» оценивает вузы с точки зрения сбалансированной реализации трех основных миссий: образования, науки и взаимодействия с обществом. В предметном рейтинге RAEX–2023 в предметной области «Кораблестроение и водный транспорт» Макаровка занимает 3–е место. Знаковым событием для вуза стало посвящение в курсанты учащихся Института «Морская академия» и колледжа университета, которое впервые проходило на Дворцовой площади Санкт–Петербурга. Мероприятие посетили руководители правительства Санкт–Петербурга, морских организаций, капитаны портов Балтийского моря. В этом году обучающиеся в ГУМРФ стали лауреатами конкурсов в области транспортной без- опасности. Студенты стали победителями и призерами всероссийских олимпиад «Я – профессионал», «Я – предприниматель», всероссийских кейс–чемпионатов и хакатонов. В сотрудничестве с партнерами в университете активно открываются брендированные аудитории и модернизируется техническая база. В ГУМРФ уже функционируют аудитории Росатома, Газпрома, Роснефти, Волжского пароходства, Российского морского регистра судоходства. – 20 сентября в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова в Санкт–Петербурге открылся уникальный для России и для всего мира ледовый навигационный тренажерный комплекс. Сергей Олегович, расскажите, пожалуйста, для чего он предназначен и в чем его специфика. – Данный комплекс предназначен для повышения квалификации судоводительского состава экипажей по управлению крупнотоннаж- ными судами и судами с особыми маневренными характеристиками как на морском, так и на внутреннем водном транспорте. Специфика комплекса заключается в том, что основной акцент сделан на моделировании ледового плавания, подготовке штурманов к управлению судами, эксплуатирующимися в полярных водах, в соответствии с требованиями главы 12 Междуна- родного полярного кодекса и пра- вила V/4 Конвенции ПДНВ1978 года с поправками. Tренажерный комплекс состоит из пяти навигационных мостиков в единой сети, быстро настраивается под различные типы судов, их маневренные качества и инерци- онные характеристики, обеспечи- вает разнообразие используемых видов винто–рулевого комплекса и органов управления судна, моделирует взаимодействие корпуса судна со льдами различного типа. Особое внимание уделено моделированию движения судов ледового класса ARC 4 и ARC 7, оснащенных азиподами и винторулевыми колонками для обучения и разработки рекомендаций по маневрированию в акваториях строящихся и развивающихся портов российской арктической зоны и на подходах к ним. Вышеуказанные критерии оборудования ледового тренажера позволят гибко реагировать на требования судоходных и круинговых компаний по подготовке профессиональных кадров для освоения Арктики. Новый ледовый тренажер дополнит тренажерный комплекс ледовой навигации Крыловского государственного научного центра. Отмечу, что тренажерный комплекс научного центра проводит обучение инструкторов Морского УТЦ с 2015 года. – Сегодня существует острая потребность в кадрах на Северном морском пути, на Дальнем Востоке, на Севере. Способно ли введение подобных тренажер- ных комплексов обеспечить потребность в квалифицированных судоводителях? – Безусловно, дефицит кадров есть. Опытных моряков много, но они не ходили во льдах, поэтому их необходимо этому обучать. Новый тренажерный комплекс включает в себя шесть мостиков. Таким образом, при использовании обоих комплексов можно будет одновре- менно обучать до 33 судоводителей. Эта цифра выглядит весьма внушительно, и никто в мире не обладает такими возможностями. Для понимания: Россия с большим отрывом лидирует в мире по общему количеству действующих ледоколов (37 судов). В перспективе ледоколов будет становиться еще больше, а значит, потребность в квалифицированных капитанах будет расти. В ближайшие годы планируется увеличение общего объема грузоперевозок на СМП до 70 млн тонн в год. Новая группировка строящихся ледоколов и судов ледового класса будет обеспечивать непрерывное круглогодичное судоходство по данной магистрали. По предварительным расчетам, на севере планеты находятся 13% мировых запасов нефти и 30% газа. Кадровое обеспечение этих проектов – задача и государства, и бизнеса. Кроме того, необходимо отметить, что по Северному морско- му пути осуществляется не только транзит, но и северный завоз, смысл которого заключается в доставке груза морскими судами ледового класса по Северному морскому пути с дальнейшей перевалкой его в устьевых районах северных рек на суда внутреннего водного транспорта. Таким образом, подготовка кадров для указанного вида судов является также актуальной задачей обеспечения кадрового потенциала отрасли. Испытывая высокую потребность в квалифицированных кадрах, ведущие международные компании уделяют большое внимание привлечению молодых специалистов, целенаправленно подготовленных для работы в Арктике. В связи с этим университет уже более 15 лет развивает международную кадетскую программу, благодаря которой более 50 курсантов Макаровки уже прошли плавательную практику на борту новейших танкеров ледового класса и получили практический опыт работы с высокотехнологичным оборудованием в интернациональных экипажах судоходных компаний, участвующих в проекте «Ямал СПГ». В состав университета входит Арктический факультет по подготовке морских гидрографов для работы на трассах Севморпути. Мы являемся единственным учебным заведением России по подготовке специ- алистов для работы на гражданских судах с ядерными энергетическими установками. В Институте дополнительного профессионального образования Макаровки при поддержке Росатома в 2018 году создан Центр морских арктических компетенций для подготовки и повышения квалификации экипажей атомных ледоколов. Морской учебно–тренажерный центр университета – первый в мире учебный центр, получивший международное одобрение тренажерной подготовки судоводителей для эксплуатации судов в полярных водах. В структуре вуза 6 филиалов, 3 из которых осуществляют подготовку и переподготовку кадров для СМП – это Арктический морской институт имени В.И. Воронина, Беломорско–Онежский и Мурманский филиалы. – Сергей Олегович, каким вам видится будущее развитие ГУМРФ, расскажите о планах. Сегодня современный тренд – это наукоемкие технологии автономного судоходства. Насколько активную позицию университет занимает по этому вопросу? – Новые технологии – это всегда вызов. Отмечу, что автономное судовождение только начинает развиваться. Говорить, что завтра будет какое–либо ощутимое количество безэкипажных судов – рано, но мы точно не стоим на месте. Университет подписал контракт на приобретение навигационного тренажера для подготовки и повышения квалификации плавсостава судов, береговых специалистов в области а–Навигации и е–Навигации. Тренажер предназначен для проведения исследований и практической подготовки членов экипажей морских автономных надводных судов (МАНС), операторов центров дистанционного управления и операторов береговых систем управления движением судов (СУДС), в зоне действия которых могут эксплуатироваться автономные суда. Конечно, мы проводим широкий спектр научных исследований в области безэкипажных судов и авто- номного судоходства. По заказу Министерства транспорта РФ университет выполняет научно–исследовательскую работу по разработке методик оценки функциональных свойств систем автономного судовождения. Наиболее важными результатами к концу года будут проект руководства по оценке качества работы систем автономного судовождения, наши предложения по внесению изменений в Правила РС и информационное письмо в Международную морскую организацию.

tr obr 2023 2

 

  • Просмотров: 154

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться